Второй этап антитабачного закона ударит по экономике?

Дело "Табак" - этап второй, решающий

Прошла неделя с момента вступления в России второго этапа законопроекта об ограничении курения в общественных местах. Теперь нарушителями считаются закурившие в поезде, кафе, ресторане, в местах торговли или на пассажирской платформе. Как повлияет этот ряд ограничений на табачный рынок, на ресторанный бизнес и какие в законе существуют лазейки?

С 1 июня в России вступает в действие второй этап ограничений, предусмотренный Федеральным законом РФ от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Стоит напомнить основные отличия указанного "второго этапа" от уже введенных с 1 июня 2013 года ограничений.

Читайте также: Курить подано: московские рестораны обходят антитабачный запрет

Итак, уже год гражданам запрещалось курить:

— в подъездах жилых домов, лифтах, на лестничных клетках;

— на рабочих местах;

— на детских площадках, пляжах;

— в аэропортах, на вокзалах и на расстоянии менее 15 метров от остановок общественного транспорта, станций метро;

— на территории культурных, спортивных, медицинских и общеобразовательных учреждений;

— в закрытых помещениях госучреждений и социальных служб, тюрем, исправительных колоний и СИЗО.

Теперь же любителям табака добавят новые места для ограничения вредной привычки:

— поезда дальнего следования, самолеты, пассажирские суда;

— кафе, рестораны и другие общественные зоны отдыха;

— рынки и прочие предприятия торговли;

— пассажирские платформы.

Важным элементом закона является и изменения форм торговли сигаретами. Их разрешается отпускать только в магазинах — но при этом, лишь из закрытых емкостей, чтобы сам вид пачек не возбуждал табачный "аппетит" курильщиков. Об ассортименте они могут узнать исключительно из предлагаемого по запросу каталога. Продажа "курева" в киосках отныне запрещена.

Каковы же могут быть последствия после принятия указанных мер — для экономики в целом, бюджета, розничной торговли, общественного питания, да и здоровья людей, наконец?

Начнем с доходов бюджета. Что-что, а они абсолютно не уменьшатся, а как раз наоборот — повысятся. Так в 2014 году запланирован рост бюджета на 100 млрд рублей — и только лишь за счет текущего повышения акцизов на табачные изделия, а не общего объема этих средств. В целом же табак дает около 8 процентов бюджетного "пирога".

То есть, если бы россияне разом все бросили курить — "брешь" в "государственных закромах" могла бы образоваться. Но, во-первых, такое предположение пока, увы, из области фантастики. Во-вторых, существует общемировая и российская статистика — каждый рубль, вложенный в борьбу с табакокурением, дает минимум три рубля прибыли. Экономией расходов на здравоохранение, ростом покупательной способности граждан, бросивших курить, на другие товары и услуги.

Читайте также: Аэропорты выжмут прибыль из дыма?

Чуть менее радужно обстоят дела для табачной промышленности России. Занято в ней около 65 тысяч человек — общий объем продаж (правда, вместе с импортом) — около 400 млрд сигарет в год на сумму почти в 15 млрд долларов. Здесь можно отметить два момента. Первый — большая часть этой отрасли может быть названа "российской" очень условно — поскольку ее ведущими акционерами являются крупнейшие заграничные производители сигарет из США, Великобритании, Китая и Японии.

Во-вторых, во всей отечественной пищевой и сельскохозяйственной промышленности (к которым относят и табачную) занято больше 10 млн человек. То есть, "табачников" из них — всего 0,65 процентов, каждый 130-й работник. При этом соответствующие фабрики практически нигде не являются "градообразующими" — следовательно, даже их полное закрытие ни к каким тяжелым социальным последствиям не приведет. Но о закрытии речь, в общем, и не идет — снижение объемов производства за первый квартал 2014 года в сравнении с 2013 составило всего 2,9 процента.

Столь же преувеличены жалобы профессиональных ассоциаций киоскеров на якобы неизбежную "повальную" безработицу их членов после введения нормы о запрете торговли сигаретами в киосках. Во всей громадной Москве, например, таких киосков — всего 240 штук. И то власти не то, что вешают на них замок в принудительном порядке — но предлагают перепрофилироваться на торговлю цветами и мороженным.

Кроме того, в законе содержится "лазейка" — насчет возможности торговли в "специальных павильонах". То есть, при небольших усилиях владельцев, перевести опальные киоски в ранг павильонов будет не так уж сложно, хоть и не бесплатно. Это то, что касается крупных городов — в "глубинке" правила торговли табачными изделиями куда более либеральны.

Выражают опасения снижением доходов и рестораторы. Да, опыт европейских стран, где подобные российскому антитабачные законы приняты уже несколько лет назад, показывает, что в первые полгода их действия рестораны и кафе отмечали уменьшение числа посетителей на 10-15 процентов (по некоторым данным — и до 30 процентов) Потом, правда, ситуация выравнивалась — без каких-либо дополнительных мер, за исключением, разве что, оборудованием "спецзалов" для курящих.

И, правда, посещение ресторана и даже обычной кафешки — не только для насыщения пищей, это "имиджевый" акт. Туда ходят с друзьями и девушками, на деловые переговоры, отмечать праздники и т. д. — да просто для солидности. Заменить солидную обстановку из-за запрета на курение съеденным в подворотне бутербродом с любимой сигареткой не получится. Да и кофе экспрессо из автомата в домашних или офисных условиях не приготовить.

Кстати, введение антитабачных запретов с начала лета здорово смягчит их влияние на курильщиков. Ведь на открытых верандах "общепита" курить по-прежнему можно. Ну, а с наступлением холодов рестораторам никто не запрещает оборудовать в своих заведениях специальные "курительные комнаты" с хорошей вентиляцией.

Хуже придется пассажирам поездов и самолетов — "курительных вагонов" и отсеков там предусмотрено не будет. Однако, не очень верится, что и так немногочисленная транспортная милиция начнет повально вылавливать и штрафовать "дымящих" в тамбурах, как и сто лет назад, граждан.

И потом, сигарета ведь является не единственным способом удовлетворения никотиновой зависимости. Для этого можно пожевать специальную жвачку с препаратами, стимулирующими никотиновые рецепторы — их обычно используют те, кто хочет отказаться от курения. Да, ритуал с зажиганием, раскуриванием, затяжкой дымом тут будет отсутствовать — но "уши пухнуть" (никотиновая "ломка") точно не будут. А "на безрыбье — и рак рыба".

Читайте также: ВОЗ доведет россиян до собирания "бычков"

Кстати, пока не очень прояснен вопрос с "электронными сигаретами". Формально, они в антитабачном законе прямо не упоминаются — но там есть пункт о запретных "предметах, напоминающих о курении". То есть, в принципе, если упомянутая "электроника" на реальную сигарету внешне похожа не будет — то и штрафовать будет не за что. Впрочем, как говорят и самые искушенные эксперты: "Все будет зависеть от конкретной правоприменительной практики". Так что, лучше не рисковать пользоваться электронными сигаретами, пока в июне вопрос не выяснится окончательно. В крайнем случае, ограничиваясь "жвачками" и "никотиновыми пластырями".

Что в данной ситуации могут предпринять табачные компании? Многие "козыри" из их рук уже выбиты — как, например, "аппетитные" тоненькие пачки сигарет, вызывающие желание их купить, особенно у девушек. В закрытых магазинных боксах их до покупки не увидишь.

Но, в принципе, "слабый пол — одна из главных мишеней рекламы табачных боссов. Ведь курят лишь 21 процент его представительниц (среди мужчин — вдвое больше) — есть огромный резерв для увеличения продаж. Реклама, конечно же, не обязательно должна быть топорно-прямой. Куда лучше действует реклама обходными путями.

Кто не знает, например, образ мужественного ковбоя "Мальборо"? А то, что артист, выступавших в этой роли, умер от рака легких, проклиная табак и его производителей — так об этом же можно и умолчать, правда?

А вот для милых дам в последнее время все чаще появляется информация о том, что да, после отказа от курения вес набирается. Формально не придерешься — наука, однако. Но ведь большинство очаровательных созданий для сброса нескольких лишних килограммчиков готовы не то, что никотин — тайские таблетки с глистами и откровенные наркотики для снижения аппетита глотать. А тут вместо этого предлагается альтернатива в виде таких изящных тоненьких сигареток с ментолом и прочими благовониями.

Отлично помогают табачным компаниям и беззаветные "борцы за права курильщиков", вроде любимого актера Михаила Боярского. Таким и платить за их помощь не надо — они осуществляют ее по велению души.

Популярным оружием в борьбе против табачных ограничений являются и дежурные стенания в ряде СМИ о том, что "после повышения цен на сигареты этот рынок уйдет в подполье, люди начнут курить контрабанду". Не будем спорить — кто-то и начнет, но отнюдь не все. Точно также, "если кто-то кое-где у нас порой" вместо подорожавшей водки потребляет купленный из-под полы самогон или разведенный спирт — это не значит, что львиная доля алкоголя покупается не в официальной торговле.

А в случае с сигаретами — это опять же и имиджевый фактор. "Доставать из широких штанин" раскрученный и модный бренд, дымя перед девушкой или друзьями — или малопонятное "палево", сделанное неизвестно где и кем. Так что и с этой стороны опасности лавинного роста "контрафакта" сильно преувеличены. Если, конечно, правоохранительные органы будут на высоте.

В целом же, можно предположить, что потребление табака в России после принятия вышеописанных мер пойдет на убыль — это подтверждает и статистика первого квартала. Не обязательно за счет сокращения числа курильщиков — но за счет уменьшения ими количества выкуренных за день подорожавших сигарет, точно. Тем более, что и удобства их свободно выкуривать тоже прогрессивно уменьшаются. Что и является главной целью "антитабачного закона", принятого ради улучшения здоровья российских граждан, в соответствии с общемировой тенденцией цивилизованных стран.

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить