Валютный клиринг может стать инструментом борьбы с санкциями против России

Валютные войны остановит клиринг

Россия в 90-х присоединилась к Бреттон-Вудскому соглашению, утвердившему доллар как мировую резервную валюту вместо золота. И с того времени отечественными финансами фактически управляет Федеральная Резервная Система США, частное предприятие нескольких семей американских финансистов, которые при желании смогут блокировать денежные потоки России.

На доллары и евро приходится большая часть международных резервов России, и, уже стало понятно, что в рамках санкций они могут быть "заморожены" в любое время. Мы это знаем из опыта Ирана, Ливии, Ирака, других стран. Помимо прочего в долларизации национальной финансовой системы таится угроза того, что люди, использующие частные счета в западных банках, оказываются в сильной зависимости от политического давления. Опыт последних санкций против Ирана показывает и то, что Вашингтон и Брюссель могут дезорганизовать внешнеэкономическую деятельность страны, блокируя международные расчетные механизмы, а "все долларовые транзакции обязательно проходят через банковскую систему США".

Пока воздействие санкций на российскую экономику в настоящее время минимально, если вообще можно говорить о том, что оно есть, но возможны секторальные ограничения. "Вот, например, — говорит премьер Дмитрий Медведев, — для нас сейчас, к сожалению, закрылись кредитные рынки Европы и Америки, но это повод и дополнительный стимул к тому, чтобы заниматься развитием, совершенствованием своей собственной банковской системы".

Читайте также: Иранский газ не конкурент Газпрому

Красивое слово — "клиринг"

После евро-американских фокусов с санкциями уже повсюду заговорили о необходимости постепенного отказа от использования доллара в двусторонних международных расчетах. Помимо прочего вспомнили о старой доброй практике внешнеторгового валютного клиринга, который в прошлом был очень популярен (первое клиринговое соглашение было заключено между Швейцарией и Венгрией еще в 1931 году — у цюрихских гномов были деньги для кредитования испытывающей острый дефицит СКВ, но желающей развивать сельскохозяйственный экспорт и промышленный импорт страны мадьяров). К 1950 году в мире действовало более 400 клиринговых межгосударственных соглашений, а к середине 50-х годов они покрывали половину всех международных расчетов.

Применялся клиринг и как ответная мера на дискриминационные действия другого государства (например, в Англии в ответ на приостановление платежей Германией британским кредиторам в 30-х годах). Черчилль вспоминал про военные годы в Великобритании: "Англия вступила в войну, имея около 4500 миллионов в долларах, в золоте и в американских ценных бумагах, которые могли быть обращены в доллары. Эти ресурсы можно было увеличить только за счет добычи золота в Британской империи, прежде всего, конечно, в Южной Африке, и в результате энергичного экспорта товаров в США: главным образом предметов роскоши, к которым принадлежат такие товары, как виски, тонкие шерстяные ткани, фаянс. В первые 16 месяцев войны таким образом мы получили еще два миллиарда долларов. В период "сумерек войны" нас терзали настоятельная потребность заказывать вооружение в Америке, с одной стороны, и страх перед истощением наших долларовых ресурсов — с другой…

Это влекло сложнейшие мероприятия по экономии наших средств… чтобы пресечь утечку денег, мы должны были позаботиться о том, чтобы другие продолжали их принимать. Страны стерлинговой зоны поддерживали нас: они приняли такую же политику контроля над валютой, как и мы, и охотно брали и держали у себя фунты стерлингов. С другими странами мы договорились платить им в стерлингах, которые могли иметь хождение повсюду в стерлинговой зоне, а они обязались придержать все те фунты стерлингов, которые им не нужно было расходовать немедленно, и совершать сделки, руководствуясь официальным обменным курсом. Такие соглашения были заключены в первую очередь с Аргентиной и Швецией, но затем распространились на ряд других стран Европейского континента и Южной Америки. Эти мероприятия были завершены весной 1940 года и принесли нам большое удовлетворение. К тому же это было к чести фунта стерлингов, что нам удалось провести эти меры и сохранить их действие в таких сложных обстоятельствах. Таким образом, мы могли продолжать заключать сделки в фунтах стерлингов во всех частях мира и уберечь значительную долю своих драгоценных запасов золота и долларов для оплаты наших важнейших закупок в Соединенных Штатах".

Читайте также: Путин сделал в Китае невозможное

С 90-х годов под влиянием неолиберальной идеологии МВФ, Всемирного банка (и ВТО!) международные клиринговые соглашения стали распускаться, страны стали переходить на прямые расчеты в долларах США.

Про что разговор?

Формально клиринг — это просто метод обеспечения взаимных международных расчётов, который используется в условиях недостатка — или абсолютного или ограничений по ликвидности, включая и порожденного блокировкой международных финансовых механизмов для страны, у одной из сторон свободно конвертируемой валюты. Наиболее очевидно это вызванное санкциями отсутствие валютной ликвидности проявлялось при санкциях против Исламской республики Иран, хотя и туда наличные доллары ввозились самолетами из разных азиатских коммерческих центров.

Таким образом, на санкции Россия может ассиметрично ответить, заключая клиринговые соглашения со странами или группами стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Важно то, что в современных условиях главное экономическое преимущество клиринга состоит вовсе не в самом факте перехода на взаиморасчеты в национальных валютах, представляющим собой техническую по существу меру. Важнейший стимул же состоит в возможности резкого увеличения кредитования внешнеэкономической деятельности, экспорта за счет эмиссии денег, но при этом без роста инфляции. Источником кредитов становятся не владельцы долларов, а эмиссионные центры стран участников клирингового договора.

С точки зрения развития экспорта и национальных экономик в целом, валюта расчетов и учета не имеет значения — она выбирается волевым решением, можно даже волюнтаристски, например, СССР с народным Китаем учитывали взаимные обязательства по клирингу в швейцарских франках, с Индией и Пакистаном в местных рупиях, а с Финляндией в переводных рублях.

На самом деле, клиринговые кредиты выдаются в национальной валюте (хотя считаться могут в иных денежных единицах), и нормальной является ситуация льготного кредита от страны с положительным платёжным балансом либо двусторонним, либо общеэкономическим. Валютный оборот заменяется расчётами в национальной валюте уполномоченными клиринговыми банками, осуществляющими конечный зачёт взаимных обязательств. Товарооборот, как показывает опыт, растет в разы. Кстати, клиринг бывает и многосторонним, в 1994 году страны СНГ подписали соглашение о Платежном союзе, но лоббисты США обладали у нас достаточно сильным влиянием в то время, чтобы не допустить его практической реализации — валютосберегающие механизмы резко снижают спрос на доллары США, сокращая эмиссионный доход ФРС.

Читайте специальный сюжет Россия сбрасывает карты США

Банки убивают экспорт?

Пока же кредитование российскими коммерческими банками внешней торговли продукцией с высокой добавленной стоимостью остается малоосуществимым из-за запретительно высоких ставок по кредитам в рублях. Если учетная ставка Банка России составляет 8 процентов, эффективные ставки для экспортеров и подрядчиков по долгосрочным контрактам будут превышать 15 процентов, учитывая необходимость, например, страхования. (для сравнения: народный Китай финансировал реконструкцию алюминиевого завода в Иране по ставкам ниже LIBOR (1,5-2 процента годовых) с оплатой поставками алюминия).

Правительство ведет борьбу с монетарной по своей природе проблемой методами бюджетной, а не кредитно-денежной политики — компенсируются проценты по кредитам экспортерам. Но это меры точечные, к тому же субсидии доступны либо сильным лоббистам, либо секторам, привлекшим внимание правительства (например, при экспорте зерна).

Президент постоянно напоминает о необходимости модернизации для самого выживания России. Проблема в том, что нужны кардинальные решения — переход в новое качество — в новую технологическую эпоху. Закупка на западе десятка супер-новых станков положения не спасет — нужно сносить старые цеха и строить на их месте новые, где уже не будет потребности в остродефицитных токарях 6-го разряда, которых заменят операторы ЭВМ на самых современных станках. Это уже иная технологическая эпоха, которая крайне плохо сочетается с предыдущей. Но невозможно строить новые заводы под кредиты в 15 процентов — для долгосрочных проектов это никому просто не по карману.

Но Банк России не озабочен снижением ставок ни для реального сектора экономики, ни для экспортеров, так как главная заявленная цель Эльвиры Набиуллиной — обуздать инфляцию, а не ускорить ее, дав дешевые деньги производителям и экспортерам высокотехнологичной продукции. Интересно другое, основной генератор инфляции в российских условиях — это тарифы естественных монополий, а они подведомственны правительству, а не Центробанку.

Иными словами, и правительство и ЦБ заняты каждый не своим делом — именно независимый Банк России должен обеспечивать экономику и в том числе экспортеров дешевыми деньгами (а не пугать их громкими заявлениями, что заметным сокращением инфляции ухудшат условия внешней торговли для производителей продукции с высокой добавленной стоимостью). Мировое хозяйство вступило в период так называемых "валютных войн", в рамках которых многие страны пытаются занизить курс национальных валют для укрепления своего экспорта. Эмиссионные банки все активнее манипулируют учетными ставками, выдают больше денег крупным банкам в рамках "количественного смягчения", пакетов помощи или по иному названных программ. Но не в России.

Читайте также: РФ и Иран разрушат монополию нефтедоллара

А Кабинет должен бороться с алчностью монополистов, которая и раскручивает порочный круг немонетарной инфляции. При этом в издержках монополистов, которые и служат обычно обоснованием роста тарифов, большое место занимают выплаты по кредитам, и снижение эффективной ставки раскрутит маховик инфляции в обратную сторону — снизятся расходы монополистов, снизится и аккумулированная инфляция.

Пока каждое ведомство не займется тем, чем ему положено заниматься, ничего не выйдет — мы это знаем не из учебников, а из нашего горького опыта. Пора менять приоритеты государственных финансистов и банкиров.

Автор Константин Гастев
Константин Гастев — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить