Михаил Нейжмаков: Военный союз между Россией и Китаем в ближайшее время маловероятен

Михаил Нейжмаков: Военный союз между Россией и Китаем в ближайшее время маловероятен

 

Российская делегация во главе с президентом РФ Владимиром Путиным прибыла в КНР с двухдневным визитом, в рамках совместных переговоров с китайской стороной уже заключены важные контракты и соглашения. Какое значение имеют отношения с  Китайской  народной  республикой для России в контексте нынешней междунородной обстановки, а также о том, какой политики следует ожидать от восточного партнера в интервью для Pravda.Ru рассказал  руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков.

— Владимир Путин 20 мая прибыл в КНР, чтобы подписать соглашения с китайскими партнерами и объявить о ряде новых инвестиций в таких секторах, как туризм, логистика, инфраструктура, добыча природных ресурсов. Прямо целый фейерверк инвестиционных проектов, включая мост через Амур, строительство ветки московского метро и автомобильного завода под Тулой. Вложения китайцев будут в несколько раз больше, чем заявленный фонд Российско-китайского инвестфонда в один миллиард долларов. Почему вдруг такая активизация китайского бизнеса? Россия дала зеленый свет? Почему такого не было раньше?

-Сотрудничество между Пекином и Москвой, о котором говорилось в ходе визита Владимира Путина в Китай, коснется, в основном, инфраструктурных проектов и совместных технологических разработок. Российские власти не исключают участия китайских компаний в приватизации части госпакета "Роснефти". Но государство в ближайшее время все равно сохранит контроль над этой корпорацией, а среди ее акционеров уже есть такой иностранный гигант, как "BP", так что появление крупных китайских инвесторов скорее уравновесит влияние западных.

Главное, что, вопреки наиболее пессимистичным прогнозам, Россия не пошла на слишком серьезные уступки Китаю, чтобы удержать этого союзника в условиях осложнения отношений с Западом. Даже в сфере газовых поставок Россия, насколько известно, не согласилась на серьезные скидки для КНР. Москва даже в условиях сложной международной обстановки сохраняет свой престиж и очень осторожно допускает иностранных партнеров в стратегически важные отрасли — это эффективная тактика и она, скорее всего, будет вызывать уважение у наших китайских партнеров.

— Китай и Россия также собираются вести совместные разработки в научной сфере, например в самолетостроении. Налицо бурная деятельность. Повлияет ли это все на санкционный настрой Запада в отношении России?

-Кризис вокруг Украины — это не "война Китая", никаких стимулов вмешиваться в эту ситуацию открыто у Пекина пока нет. Отсюда благожелательность КНР в отношениях с Москвой и одновременно — нежелание идти на разрыв отношений с Киевом. Так, после референдумов в Донецкой и Луганской областях, заместитель главы МИД КНР Чэн Гопин отметил, что "референдумы на Украине — это внутриполитические дела этой страны", а единственная жесткая в отношении киевских властей фраза в его заявлении — "о незаконном свержении законных властей в процессе беспорядков на Майдане". Китай заинтересован в экономическом сотрудничестве с Россией и новых возможностях для своих компаний в Крыму. Но и Украину он терять не хочет. Тем более, что украинская сторона поставляет вооружения для КНР. Так, совсем недавно, в марте 2014 года, в рамках соглашений между Киевом и Пекином от 2009 года, на вооружение китайскими военными был принят первый малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 958 "Бизон". Таким образом, осторожная позиция Китая в отношении ситуации на Украине в ближайшее время сохранится. России не стоит рассчитывать на открытую поддержку со стороны КНР в этом вопросе. Но благожелательный нейтралитет Пекина может принести России немалую пользу.

— Перейдет ли Китай от политики "молчаливой поддержки" к более открытой поддержке действий России? Каковы перспективы военного союза между РФ и Китаем?

Китай в принципе очень осторожен в вопросе заключения военных союзов и оказания прямой военной поддержки своим партнерам. Например, интерес Пекина к Средней Азии очевиден. В 2011 году Рахат Алиев, оппозиционер и бывший зять Нурсултана Назарбаева, писал о якобы заключенном между Пекином и Астаной секретным пакте, по которому при первых призраках народных волнений в Казахстане войдут 200 000 китайских солдат. Но это слухи, а на деле китайских военных баз в этом регионе так и не появилось. В случае с Россией — против возможного военного союза Китая с нашей страной играет и тот факт, что у Пекина и Москвы мало таких общих врагов, с которыми возможен прямой военный конфликт. В последние годы имели место всплески напряженности между КНР с Японией и Вьетнамом (недавние трения из-за Парасельского архипелага), но России явно невыгодно вмешиваться в любой конфликт Пекина с этими странами. В свою очередь, конфликты России с Грузией (в 2008 году) или нынешняя напряженность с Украиной явно не дают повода для вмешательства в них Китая. А в той же Средней Азии Россия и Китай — скорее конкуренты. Поэтому, военное сотрудничество между Москвой и Пекином в отдельных сферах возможно (вспомним, те же учения "Морское взаимодействие-2014", на которых присутствовал Владимир Путин). Но военный союз между Россией и Китаем в ближайшее время маловероятен. Об этом еще несколько лет назад заявляли и многие китайские эксперты. Как писал еще древнекитайский стратег Сунь-цзы, "гегемон не гонится за союзами", и это правило берут на вооружение его далекие потомки.

Читайте также: Дмитрий Мосяков: Сближению России и Китая помогают общие противники

Вениамин Вутянов: Наши "газовые" уступки Китаю с лихвой окупятся в будущем

Николай Котляров: Китай будет сотрудничать с Россией, обходя давление Запада

Обсудить