Вадим Горшенин: Что после референдума о самоопределении?

Любое волеизъявление имеет мощную политическую силу, тем более с такими результатами, которые показали в Донецкой и Луганской областях. Хотелось бы их называть самостоятельными государствами, но референдум - лишь шаг к суверенности. Значительный, серьезный, но - всего лишь шаг.

Давайте посмотрим, что произошло за те 24 часа, которые прошли после почти единогласного решения донбассцев и луговчан быть независимыми от Киева и его самопровозглашенных властей. А - ничего.

Написали заявку в ООН на признание в качестве независимых государств. И в то же время - заявку на вступление в состав Российской Федерации. Продекларировали основные принципы, которыми будут руководствоваться. Заявили о создании Верховного совета. На фоне всех этих политических деклараций велись бои местного значения с подразделениями Национальной гвардии, фактически - бандеровской армией. Скажите, хоть что-то изменилось по сравнению с тем, что было позавчера или неделю назад? При всем моем уважении к лидерам Сопротивления - нет.

Очевидно, что заявку в ООН, контролируемую США и другими западными державами, отправлять было бессмысленно. Тем более, что представители Евросоюза на сегодняшней встрече (которым, правда, такой заявки никто не отправлял) поспешили заявить, что референдум был незаконен. Имело ли смысл отправлять заявку на вступление в Российскую Федерацию? Скорее всего, тоже - нет. Кремль ясно дал понять, что российские власти «исходят из того, что практическая реализация итогов референдумов пройдет цивилизованным путем, без каких-либо рецидивов насилия, через диалог между представителями Киева, Донецка и Луганска». То есть российские власти подчеркнули состав тех, какие стороны должны являться субъектами договоренностей о реализации права донбассцев и луговчан на самоопределение.

И что? Опять тупик?

На мой взгляд, нет. Просто бывшим лидерам самообороны, ставшим теперь высшими государственными деятелями на объявивших себя независимыми территориях, необходимо вспомнить о том, что на одних политических декларациях государство не строится. Главное все же - деньги. То есть организация экономической самостоятельности.

Понятно, что в мире существуют государства - экономические пустышки, основное экономическое благосостояние которых строится лишь на удачном геополитическом расположении. Это, в первую очередь, страны Прибалтики, являющиеся окраинами Европы, но обладающими инфраструктурой, построенной еще при Советском Союзе. Но они и не самостоятельны - достаточно приглядеться к их поведению на внешнеполитической арене. Донбасс, мне кажется, не может позволить себе жить жизнью стран с таким международным «легким» поведением. У Донецка и Луганска есть все силы, чтобы выстроить себе суверенную жизнь хотя бы по лекалам Приднестровья или Абхазии.

Думаю, что Владимир Путин, рекомендовавший перенести сроки проведения референдума, имел в виду в том числе и эти аспекты государственной самостоятельности.

Я не услышал за прошедший день, какова судьба налогов и отчислений в украинскую казну. Ничего не смог узнать о том, есть ли претенденты на роль Приватбанка Коломойского по обслуживанию населения. Ни одно информационное агентство не передало информацию об организации встреч с представителями крупного, среднего и малого бизнеса. Не о встречах, а хотя бы об организации таких встреч.

Без практического обеспечения организации экономической деятельности, без организации условий для ведения бизнеса, без договоренностей с предприятиями - основными донорами бюджета никакой суверенности не получится. И если в кратчайшие сроки власти Донецка и Луганска не начнут решать эти вопросы - грош цена будет итогам проведенного под пулями киевской нацгвардии и западных наемников референдума.

Учитывая, что один из крупнейших возможных доноров государственной независимости - компания «Метинвест» вчера обнародовала фактический ультиматум киевским властям по поводу использования армии на территории ДНР, заявив об организации отрядов самообороны, новым властям Донецка имело бы смысл начать переговоры именно с ней. Вопрос-то прост: либо компания сотрудничает с новыми властями, либо нет. И тогда уже власти должны будут доказать  свою состоятельность на управление регионом. Российский бизнес в данном случае будет заинтересованным наблюдателем за этими процессами.

Мы с волнением наблюдали за ходом референдума, за энтузиазмом жителей Донецка и Луганска. С тем же волнением будем следить за тем, как новые власти начнут строить экономические основы своей государственности. Очевидно, что после сегодняшних заявлений министра экономического развития и торговли Павла Шеремета о приостановлении госинвестиций в промышленность страны путь назад - фактически путь в никуда, поскольку самоопределились вчера именно промышленные регионы. Очевидно, что помимо ведения боевых действий, запрещенных Женевскими договоренностями, это заявление самопровозглашенных властей Киева - лишь подбрасывание углей в и без того усугубленные его противоречия с бывшим востоком Украины.

Но повторюсь: проведение референдума и объявление о суверенитете - это лишь первый шаг к нему самому. Важны следующие. От того, насколько они будут верными, и зависит подлинный суверенитет. Делайте настоящее дело, братки, большинство граждан России, за исключением «пятой колонны» в СМИ и офисах западных компаний, действительно за вас болеют.

Автор - Вадим Горшенин, председатель совета директоров медиахолдинга "Правда.Ру". 

 Читайте также:

Вадим Горшенин: Легитимность референдума кратно выше решений Евромайдана

Евреи предали то, что русские защищают?

"Правды" - нет. Есть - "Правда.Ру"

"Новая газета" и "сливы". Дмитрию Муратову

ВЗГЛЯД ИЗ 1993-ГО. ЛЕОНИД ФИЛАТОВ: КАК МЕРЗКО БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТОМ

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить