Суды Крыма: правовая коллизия

Правовая коллизия возникла в новообразованном субъекте РФ Республике Крым. Украинские суды теперь уже на российской территории работать не могут, а новой судебной системы пока не образовано. Непонятно, как организовывать процессы и как быть с теми, кто находится в СИЗО на время следствия, которое в такой ситуации может затянуться надолго.

Из семи миллиардов рублей, которые были выделены государством на усовершенствование правоохранительных органов, львиная доля уйдет на восстановление и отладку правоохранительной системы в Крыму. Новый российский регион поставил перед страной немало задач, которые необходимо немедленно решать. Касаемо полиции и следователей выход найден: средства есть, а в ближайшее время на полуостров должны прибыть около 15 тысяч сотрудников полиции и следственных органов. Часть из семи миллиардов рублей пойдет им на жилье, зарплаты и остальные первоочередные нужды.

Однако о еще одной проблеме, которая остро встала после смены над Крымом двуколора на триколор, забывать не стоит. Украинские суды на территории другого государства, понятное дело, оказались вне закона. Но российская судебная система в регион пока еще не пришла. Проблема поистине незаурядная. Впрочем, правосудие на полуострове работает, но довольно незначительными темпами: судьи, служащие российской Фемиде, выносят решения лишь по административным делам. Важно, но мелко. Поэтому о полном функционировании системы речи пока не идет.

Сейчас в Крыму в буквальном смысле "зависли" сотни уголовных и гражданских дел. Попросту непонятно, кто должен их принимать и выносить по ним вердикты. В "подвешенном" состоянии оказались и заключенные в следственных изоляторах. Меру пресечения в виде ареста им избирали суды украинские, однако их уход с крымской территории вовсе не означает полную амнистию и пустые СИЗО. В изоляторах содержатся обвиняемые и подозреваемые в самых различных преступлениях в том числе, тяжких и особо тяжких. Поэтому выпустить их всех "до особых обстоятельств" не представляется возможным.

Но с другой стороны, происходит нарушение процесса следствия и судебного производства. А эти нарушения касаются уже российского законодательства, в котором определены сроки содержания под арестом, условия продления этих сроков и то время, за которое следственные органы обязаны передать дело в суд. Но теперь нормам закона противоречит правовая коллизия: передавать попросту некому, выносить решения о продлении срока заключения некому опять же.

В начале этого месяца глава Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев обратился к президенту Владимиру Путину: "Сейчас наша главная задача — обеспечить защиту законных прав граждан в Крыму и Севастополе. Необходимо создать суды в этих регионах. Российские судьи сейчас помогают крымским коллегам осваивать новую законодательную базу, но делать это нужно более основательно. Для этого требуется создать филиал российской системы правосудия".

Лебедев говорил главе государства, в том числе, и о системе мировых судов. По словам главы ВС, по этому аспекту уже подготовлены соответствующие законодательные акты, которые теперь нужно "оживить" на месте. "Необходимо принять несколько федеральных законов, внести изменения в ряд законодательных актов", — сказал Вячеслав Лебедев.

В связи с "правовой ямой" в новом регионе случилась довольно обширная внештатная ситуация. С судами связаны напрямую не только правоохранительные и следственные органы, но и само понятие реализации гражданских прав жителей Крыма и Севастополя. Сейчас там невозможно оспорить результаты экспертиз или принятых ранее судами решений, не работают нотариусы, а четкого решения проблемы пока нет. Некоторые правозащитники предлагали выход: создать выездные судебные сессии с участием судей из других регионов. Однако такие меры приведут к тому, что, вступив в конфликт с законодательством, решения таких судов не будут иметь юридической силы.

К проблемам судебной системы в Крыму само собою прибавилась коллизия с гражданами, осужденными к лишению свободы украинскими судами и отбывающими срок на территории Крыма и Севастополя.

"Украина этих заключенных забирать попросту не собирается", — считает председатель Общественной наблюдательной комиссии России Антон Цветков. — Но, тем не менее, это их заключенные, осужденные их правосудием, по нормам другого, не российского законодательства. И преступления они совершали не в Российской Федерации. Мы должны их этапировать для отбытия наказания на Украину, но, повторюсь, там их принимать не хотят. Теперь эти люди находятся под юрисдикцией российского законодательства, и, если совершенные ими преступления не попадают в уголовный кодекс РФ, они не должны отбывать наказания. Можно рассматривать их оправдание, амнистию. Относительно тех, кто находится в следственных изоляторах, по моему мнению, нужно провести срочную и объемную работу. Материалы их уголовных дел необходимо передать для рассмотрения по линии российского законодательства и силами следствия и судов, которые есть в Крыму уже сейчас, их необходимо рассмотреть. Но, подчеркиваю, в рамках законодательства РФ. Обращу внимание, что там в большинстве своем сидят не политические заключенные, а лица, совершившие тяжкие преступления против личности. И на мнения о том, чтобы их отпустить, отвечу лишь одно: делать этого нельзя ни в коем случае".

По мнению Цветкова, на создание полноценно функционирующей судебной системы уйдет не менее года.

Сейчас в Крыму только предстоит начать работу, прежде всего с законодательством, а потом, привлекая людской ресурс, запустить судебную и правоохранительную машину. Прежде всего, сделать это нужно для того, чтобы теперь уже российские граждане жили в своей стране не на бумаге, а на самом деле.

А что вы думаете о последних новостях из Крыма сегодня? Что бы вы сделали в Крыму на месте правительства России?

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить