Крым: лагерь "Южный" в центре имущественных споров

Крым: кочки на пути имущественного передела

Крымский регион сейчас переживает нелегкий этап национализации объектов недвижимости и курортов, ранее принадлежавших Украине. Напомним, в автономии составлен список объектов, в который вошли лагеря, пансионаты и прочее имущество. Этот список вызвал множество споров, еще и потому, что иные включенные объекты никогда не являлись госсобственностью Украины…

После референдума о присоединении Крыма к России, проведенного 16 марта, было решено подвергнуть национализации несколько сотен объектов туристической и курортной недвижимости. Конечно, речь никогда не шла об отъеме частной собственности, а только лишь о тех объектах, которые ранее являлись государственной собственностью Украины. Не будем вспоминать обвинения киевских временных властей о некоем захвате великих лагерей, вроде "Артека" и других туристических объектов, потому что с нынешними управленцами, которые находятся в Киеве, ни Крым, ни РФ, в составе которой сейчас находится полуостров, диалогов не ведут и не будут. Но, как в любых других больших решениях и переворотах, в имущественной перестройке полуострова Крым могут пострадать структуры и люди, не являющиеся прямыми участниками переломных событий.

В конце прошлой недели Луганский областной совет опубликовал на официальном сайте открытое письмо к депутатам Верховного Совета АР Крым с просьбой вернуть детский оздоровительный комплекс "Южный", что находится в 30 километрах от Севастополя. В письме сообщалось, что лагерь был приобретен областным Советом за собственные средства в 2001 году на аукционе. Таким образом, оздоровительный комплекс не являлся государственной собственностью Украины, однако же оказался в очереди на национализацию Крымом бывшего украинского имущества.

Pravda.Ru связалась с пресс-службой Луганского областного совета и выяснила, что в связи с приостановкой работы госказначейства Украины в Крыму совет не может финансировать работу учреждения, соответственно, зарплаты людям не выплачиваются и стоит вопрос о приостановке работы оздоровительного комплекса. Как сообщила нашему изданию пресс-секретарь Луганского областного совета Елена Бугаец, переговоры с властями полуострова пока закончились ничем, ответа со стороны крымских чиновников не последовало.

Читайте также: Крымскому бизнесу простят все долги

Pravda.Ru узнала у экспертов, каким образом на полуострове осуществляется национализация имущества и как классифицируется объект в Крыму, который был в коммунальной собственности отдельного региона материковой  Украины?

"В ходе подготовки к референдуму подразумевалось, что вся собственность Украины на территории республики национализируется, национализируются все доли в предприятиях и организациях, которые созданы при участии Украины. Дальше все общественные организации, в том числе и профсоюзные, которые не имели какого-то республиканского представительства, само собой, переходили в разряд республиканских, а те, кто не имели такого республиканского представительства, тоже национализировались, — рассказал профессор Таврического университета, политолог из Симферополя Андрей Никифоров, — То есть, можно сказать, что все государственное имущество, в той или иной степени принадлежащее украинскому государству, была взято Крымом под свою юрисдикцию.

Дальше начинается процесс перераспределения всего этого имущества, то есть, по всей видимости, окончательно это может быть произведено специальным договором с РФ о предметах ведения. Потому что есть федеральный уровень, в том числе собственность этого уровня, есть предметы совместного ведения, есть уровень компетенции республиканских властей и та собственность, которая именно республике принадлежит. Вот это все, по всей видимости, еще должно пройти определенное согласование, поскольку, насколько я знаю, еще окончательно здесь полной ясности нет. Сейчас крымские власти, кстати, находящие полное понимание этой позиции в федеральном центре, ставят вопрос о необходимости некого переходного периода, в рамках которого действовал бы особый правовой режим, в том числе он будет касаться и этих национализированных объектов в значительной степени".

При этом касательно частного случая с лагерем, принадлежащим Луганскому областному совету, эксперт заметил, что такие имущественные споры необходимо решать в частном порядке, путем согласования сторон.

"Думаю, никого особо обижать не будут. Но тут вопрос заключается в том, что этот самый суверенитет как бы обнуляет очень много из того, что было в прошлой жизни. Мы как раз говорили о необходимости переходного периода, это не исключает и таких достаточно жестких шагов. Они неизбежны, а дальше надо просто смотреть в каждом конкретном случае. Я думаю, луганских детей крымчане вовсе не намерены обижать. А поскольку обе стороны действуют в интересах детей, одних и тех же, а не разных, то, в общем, у них есть шанс договориться. Это не официальный Киев, который договориться особо не стремится, и, в общем-то, преследует другие, противоположенные нашим, интересы", — заключает Андрей Никифоров.

Призвал не спешить с выводами и не переживать раньше времени и глава комиссии Горсовета Крыма по курортам и туризму Алексей Черняк, который заявил, что пока нет окончательной и полной картины "того наследства, которое сейчас войдет в состав имущества республики Крым".

Читайте также: Чем ответим Киеву на водную блокаду Крыма?

"Во-первых, все объекты национализированы или проходят инвентаризацию. Пока не пройдет инвентаризация не будет понятно, что мы имеем на сегодняшний день по документам на землю, по документам на здания, сооружения и так далее, мы не поставим это все в фонд имущества республики Крым. Все эти объекты никому сейчас не раздаются, никто не увольняется, более того, за крымские деньги, деньги РФ, производится реклама этих объектов, министерство туризма занимается вопросами наполнения данных объектов.

Все вопросы, связанные с зарплатами, с долгами, кто, кому и что должен — все это решают сейчас власти Крыма. Таких объектов у нас почти 200 и никого мы не бросаем, и на сегодняшний день ни одного человека никто не уволил. Более того, мы взяли на себя все обязательства по зарплатам, по электроносителям, по подготовке курортного сезона, — пояснил Черняк, подчеркнув, что только после инвентаризации будет понятно, какие лагеря в полном объеме могут принимать отдыхающих. — Поэтому сейчас эта вся работа будет проведена, и дальше мы решим судьбу каждого объекта: из каких источников он будет финансироваться, кто будет за него отвечать — ведомства или министерства, какого уровня — республиканского, федерального, и как будет выстроена работа".

Алексей Черняк также пояснил, что письма от Луганского областного совета с опасениями о дальнейшей судьбе работников оздоровительного комплекса, чиновниками Крыма были получены. Однако пока все вопросы, касающиеся коммунальной и другой собственности, находятся в стадии решения.

"Мы решаем вопросы с государственными объектами разной собственности: коммунальной, областной, государственной, принадлежащей разным ведомствам. Вопросы к некоторым здравницам, которые государственные и за копейки перешли в частную собственность, тоже есть, но это мы будем решать чуть-чуть позже. Что касается именно этого лагеря, за который так переживает областной совет, я понимаю, они каждый год отправляли детей, они вкладывали деньги, но деньги бюджетные вкладывались, а лагерь был когда-то крымским, поэтому тут очень много кругов", — подчеркнул Алексей Черняк.

Читайте также: Крым "обвалил" цены на авиабилеты

Таким образом, на данный момент очевидно лишь, что нынешним властям Крыма предстоит проделать колоссальный объем работы на пути к переходу в новую государственность. И важно, чтобы при этом переходе были учтены интересы каждого, кто оказался под колесами исторического события — возращения Крыма в состав РФ.

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить