Денис Денисов: США предпочитают действовать на Украине неофициально, через неправительственные организации

Вице-президент США Джозеф Байден прибыл в среду на переговоры в Киев. По данным МИД Украины, Байден обсудит с новым руководством страны ситуацию в юго-восточных регионах и меры по обеспечению энергетической безопасности. Директор Украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов прокомментировал эту новость для Pravda.Ru.

— Как вы считаете, преследует ли визит Байдена еще какие-либо цели, кроме заявленных?

- Предположения могут быть следующего характера: Байден будет, безусловно, говорить о выполнении тех соглашений, к которым пришли во время женевской встречи. Ключевыми являлись, во-первых, начало диалога между людьми, которые называют себя центральной властью, и представителями народного сопротивления на востоке страны, во-вторых, разоружение незаконных формирований, которые сейчас находятся на территории Украины, освобождение занятых зданий. Но, как мы знаем, после этой встречи ничего в этом направлении сделано не было.

Здесь нужно сказать, что людям, которые называют себя властью, вполне по силам очистить хотя бы центральную улицу Киева, центральную улицу столицы, но этим никто и не собирался заниматься. Куда сложнее попытаться разоружить "Правый сектор". Также я думаю, что одной из тем будет избирательная кампания: до сих пор же идет обсуждение, состоятся выборы или не состоятся. Я думаю, помимо власти, Байден будет встречаться также еще с целым рядом представителей политических сил, в том числе и с Юлией Тимошенко, и тема выборов также будет обсуждаться, потому что нужно понимать, насколько вероятен срыв голосования. Мы-то понимаем, что для Юлии Владимировны сейчас такой вариант, наверное, самый удобный.

— Какую цель преследовала Россия на Женевских соглашениях по Украине, ведь с самого начала было ясно, что правительство в Киеве не имеет возможности разоружить "Правый сектор" и ликвидировать Майдан?

Оно имеет возможность, но для этого нужна политическая воля, я уже неоднократно говорил. Совершенно очевидно, я думаю, для четырех сторон данных переговоров, что те вопросы, которые появились в резолюции — тут нужно учитывать, что это не соглашение, не договор, а это рекомендация, резолюция — совершенно здравые, совершенно адекватные, и если бы все заинтересованные стороны их исполняли, это бы однозначно пошло на пользу Украине и другим странам, кто заинтересован в стабильности на Украине.

— Почему американцы не хотят брать на себя заботы о финансовой помощи Украине? Они же спонсировали переворот…

- Никто не хочет брать на себя заботу о финансовой помощи и финансовых обязательствах перед Украиной, потому что, во-первых, для всех, наверное, очевиден экономический кризис, который складывается на Украине, плюс, среди руководства Украины достаточно людей с сомнительным прошлым. Все понимают, что тут либо должен быть абсолютный контроль за этими деньгами, либо эти деньги будут разворовываться — это один аспект.

Другой аспект заключается в том, что насколько вообще можно сейчас прогнозировать, как будет возвращать Украина взятые кредиты и будет ли она вообще их возвращать. Это тоже большая проблема, и мы знаем, для международных институтов сейчас она ключевая, потому что нет уверенности в возврате. А переговоры идут на постоянной основе: и с МВФ, международным банком реконструкции и развития, уверен, что сейчас уже, возможно, ведутся переговоры с РФ о возможных кредитах, просто это не афишируется.

Тут не надо упрекать США, наверное, потому что США крайне редко выделяют кредиты, от миллиарда и выше. Да, Эштон делала однозначное, конечно, заявление, что вложили 5 миллиардов вложили, но официально они ничего не финансировали. Это их логика, если мы вспомним американскую политику по Югославии, по Грузии, она однозначна, т. е. они считают вполне нормальным через свои неправительственные организации финансировать, допустим, полицию, как это было в Грузии, что вообще нонсенс, и в то же время говорить: нет, никакого прямого финансового влияния на страну, это ж наши неправительственные организации. Они всегда лукавят таким образом, для них это норма.

— Есть ли у США план по развитию событий, или они уже сами не понимают, во что ввязались?

- Чем была характерна позиция США почти во всех кризисных ситуациях последнего двадцатилетия — что у них был всегда план. Чем она выгодно отличалась от российской позиции, это тем, что Россия чаще всего в подобных действиях действовала, исходя из тех событий, что сейчас происходят.

У США почти всегда прослеживается определенная стратегия, и я думаю, что, безусловно, и сейчас она есть, она не публичная, но мы можем по некоторым контурам определить, в чем она заключается. Я думаю, что США не менее других стран заинтересованы сейчас, чтобы ситуация на Украине стабилизировалась, но чтобы власть была ни в коем случае не была пророссийской, чтобы юго-восточные регионы особых полномочий не получали, потому что логичным продолжением этого может быть более лояльное отношение к РФ и улучшение экономических и кооперационных связей. Понятно, что США никогда не будут заинтересованы в усилении России, а будут стремиться к ослаблению России, или в балансе, чтобы Россия не стала полномасштабной сверхдержавой. Исходя из этой возможности, и надо рассматривать стратегии США, в том числе и на Украине.