Андрей Кортунов: США в украинском кризисе преследуют свои цели, не связанные с Киевом. Комментарий эксперта к визиту Байдена на Украину. Правда.РУ. 2014 год

Андрей Кортунов: США в украинском кризисе преследуют свои цели, не связанные с Киевом

Генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов для Pravda.Ru прокомментировал визит вице-президента США Джозефа Байдена на Украину.

— Сегодня в Киев прилетел вице-президент США Джозеф Байден. По данным МИД Украины, он будет говорить с новым руководством страны о ситуации в юго-восточных регионах и мерах по обеспечению энергетической безопасности. Чем на самом деле вызван визит?

— Очевидно, что этот визит является индикатором политической поддержки киевского руководства со стороны американской администрации. Мы видели, как подобные визиты осуществлялись в Тбилиси сразу же после российско-грузинского конфликта 2008 году.

Не думаю, что США способны оказать какую-то серьезную практическую помощь Киеву в решении энергетических проблем. Все-таки энергетика — это, скорее, тема для разговора между Москвой, Киевом и Брюсселем, поскольку Украина страна транзитная, и здесь есть конкретные интересы ЕС.

Поэтому США, за исключением каких-то общих обещаний, скажем, помочь в развитии сланцевого газа, вряд ли способны оказать Киеву какое-то конкретное содействие. Точно также трудно ожидать, что США могут как-то практически посодействовать нормализации обстановки в юго-восточной Украине.

Да, говорят об увеличении помощи, в том числе полувоенной помощи Киеву, но все это требует времени и согласования. Поэтому, на мой взгляд, визит носит политический характер, и он нужен для того, чтобы продемонстрировать и Киеву, и России, что США не только признают киевскую власть в качестве законной и легитимной, но и готовы развивать с ней сотрудничество.

— Почему американцы не хотят брать на себя заботы о финансовой помощи Украине? Ведь это верх лицемерия делать переворот, а оплату издержек перекладывать на Россию.

— Мне кажется, что США в украинском кризисе преследуют свои цели, которые могут быть не связаны с Украиной. Одна их задач США — вернуться к стратегии сдерживания России, и, безусловно, эта задача будет решаться.

Другая задача — это в условиях украинского кризиса постараться сплотить НАТО, придать НАТО второе дыхание и заставить европейские страны больше вкладываться в сохранение этого альянса, хотя, конечно, США являются доминирующим игроком.

Третья задача — это, по возможности, перекроить мировые энергетические рынки в своих интересах, в частности, создать в Европе рынок для американского сланцевого газа, если этот газ начнет поступать на экспорт.

Все эти задачи связаны с Украиной лишь косвенно. Что касается самой Украины, то мы знаем, в каком состоянии находится сейчас бюджет США. Понятно, что лишних денег нет, и если посмотреть на то, что американцы уже пообещали Киеву, то это всего лишь миллиард долларов, причем это миллиард, который, в основном, будет дан не в форме непосредственной помощи, а в форме кредитов, т. е. эти деньги придется возвращать.

И пока непонятно даже, когда эти деньги поступят в Киев. Т. е. здесь США проявили если не скаредность, то желание как можно больше сэкономить. При этом они пытаются переложить это бремя и на ЕС, и на МВФ, который как-то должен выделить средства на проведение реформ на Украине.

— Какую цель преследовала Россия на Женевских соглашениях по Украине, ведь с самого начала было ясно, что правительство в Киеве не имеет возможности разоружить "Правый сектор" и ликвидировать Майдан? Какую цель преследовали американцы?

— На мой взгляд, было несколько целей, и говорить о том, что они достигнуты, пока преждевременно. Первая цель очевидна, надо как-то приостановить насилие на Украине. Поэтому ставилась задача разоружения, задача оказания определенного давления на все противоборствующие стороны с тем, чтобы не допустить эскалации насилия, а желательно, вообще его приостановить.

Вторая задача — предотвратить экономический коллапс, поскольку если все будет идти так, как сейчас идет, то Украина может развалить под грузом экономических и социальных проблем.

Третий вопрос связан с необходимостью договариваться о том, чтобы гарантировать на Украине проведение свободных прозрачных справедливых выборов, чтобы, наконец, к власти в Киеве пришло полностью легитимное руководство, которое бы отражало интересы всех сторон в конфликте и всех групп населения в стране.

Если посмотреть заявление, которое стало итогом женевских обсуждений, то это всего лишь одна страница. Каждый интерпретирует этот документ по-своему, и было бы не плохо, если бы сразу же началась работа по конкретизации, по доводке этого документа, по подготовке каких-то дополнений, приложений, дорожных карт и так далее.

Но этого не произошло. Более того, можно выразить лишь сожаление по поводу того, что американское руководство, несмотря на участие госсекретаря Керри в женевском обсуждении, в лице президента Обамы уже выразило скепсис в отношении возможности выполнить положения этого заявления.

Если президент говорит, что он не очень верит в возможность выполнения, то тогда и дипломаты, и чиновники не имеют никаких стимулов, чтобы работать. Мне кажется, что в данном случае наши американские коллеги поступили не совсем корректно, то есть они задали вектор сомнения в возможности реализации этого решения, который тормозит работу.

Я считаю, что женевское заявление — это шаг вперед, и это ценный документ, и это важно, потому что впервые все сели за один стол, по крайней мере, основные игроки, но, к сожалению, без продолжения диалога, мы ничего не добьемся.

— Есть ли у США план по развитию событий, или они уже сами не понимают, во что ввязались?

— Мне кажется, что США полагают, что Украина — это, прежде всего, проблема Европы. Что она находится в Европе, это вопрос ЕС и России, и поэтому США могут ограничиться лишь общим политическим лидерством, санкциями, символическими заявлениями, акциями поддержки киевского руководства. Однако разгребать все это они предоставляют тем государствам, которые ближе находятся к Украине.

Поэтому сейчас мы видим не очень хорошую ситуацию, когда затягивается пауза в международном урегулировании кризиса. Каждая неделя, каждый месяц все более и более осложняют обстановку на Украине и затрудняют последующую договоренность. Поэтому я считаю, что здесь американцы оказываются не очень состоятельными, как глобальный лидер.

Читайте также:

США вложили в украинскую демократию 5 миллиардов долларов

Третья попытка Антанты свалить Россию

Почему Янукович проиграл?

Почему Россия изолирована от мира

Киев: дефолт власти переходит в острую фазу

А что вы думаете о событиях и ситуации на Украине? Зачем в страну приезжают высокопоставленные американские чиновники? Что будет с Украиной?

Обсудить