Россия укрепляется на Балтике за счет санкций Запада

Санкции Запада ударят по портам Прибалтики

Антироссийские настроения, обострившиеся в последние месяцы на Западе, подталкивают Россию к сокращению зависимости от прибалтийских портов. Сегодня у РФ на Балтике есть Большой Санкт-Петербургский, Высоцкий и Приморский порты, активно строятся морские ворота в Усть-Луге. Как скоро РФ сможет отказаться от транзитных услуг Латвии, Литвы и Эстонии?

Страны Балтии могут много потерять в результате развития российских морских портов, подогретого угрозами с Запада. После отделения Прибалтики Россия осталась без крупных торговых портов на Балтике, а ведь именно через них наша страна экспортирует сырьевые грузы, в том числе нефтепродукты, уголь и минеральные удобрения. На чем, собственно, страны Прибалтики — Литва, Латвия и Эстония — неплохо зарабатывали в последние годы. При этом, согласно подсчетам аналитиков Рижского свободного порта, наибольшую долю рынка среди портов Прибалтики занимает порт Таллин (27 процентов), Клайпеда (23 процента), Рига (22 процента) и Вентспилс (18 процентов).

Читайте специальный сюжет Санкции против РФ ударят по соседям

Морские гавани на Балтийском море используются прежде всего для экспорта российских нефти, леса, металлов и импорта машин, промышленной и продовольственной продукции. Именно этот бассейн до недавних пор играл ведущую роль во внешней торговле, на его порты приходилось 90 процентов грузооборота. И вряд ли будет преувеличением замечание, что прибалтийские страны, получившие независимость в начале 90-х годов прошлого века, буквально кормились за счет России благодаря транзитному положению своих морских ворот. Та же Латвия с ее Вентспилским портом, который со времен СССР находился в числе лидеров по экспортной перевалке нефти и нефтепродуктов, беззастенчиво устанавливала для РФ завышенные тарифы на транзит, прекрасно понимая, что конкурента ей на Балтике нет.

Читайте также: Бизнес-элита готовит щит от западных угроз

Однако ситуация меняется. Около десяти лет назад Россия начала сокращать зависимость от прибалтийских стран по части морской транспортировки. В 2001 году в Ленинградской области начал работу крупный морской порт Усть-Луга, развитие которого активно ведется и сегодня. В 2010 году угольный терминал Усть-Лужского порта "Ростерминалуголь", принадлежащий крупному российскому грузоотправителю ОАО "Кузбассразрезуголь", переправил порядка 7,5 миллионов тонн угля, тем самым отобрав значительный кусок выручки у прибалтийских стран, и в частности у Эстонии. Но это не единственный порт, который активно развивается сегодня на территории России. Как рассказал корреспонденту Pravda. Ru депутат ГД, член комитета по транспорту и бывший моряк Андрей Колесник, только за последний месяц на фоне угроз со стороны Евросоюза российские порты увеличили общий грузопоток на 5,6 процентов.

"У нас и в Усть-Луге, и в Санкт-Петербурге, и в Калининградский области есть морской порт, где 26 стивидорных компаний. Заменить прибалтийские они, конечно, смогут совершенно спокойно, потому что у нас порты, особенно Калининградский, загружены где-то процентов на 60, — замечает Андрей Колесник. — И, собственно, прибалтийские порты, имеется в виду Таллин, Рига, Клайпеда, Вентспилс, они смогут совершенно спокойно заменить. У нас все эти порты оборудованы по последнему слову техники: у них и большегрузные краны, они могут и грузить, и работать с контейнерными грузами, с нефтеналивными и тяжелыми фракциями (нефтяные имеется ввиду), и плюс угольные терминалы есть, и причальная линия оборудована соответствующе, и портовые службы работают у нас хорошо, то есть таможенники, пограничники. Только в одном Калининградском морском порту 28 стивидорных компаний, то есть даже внутри наших портов существует конкурентная среда".

Здесь можно вспомнить, с какой легкостью Россия в начале весны отказалась от транзитных услуг литовского порта Клайпеда, что было в первую очередь связано с агрессивной позицией литовских властей по отношению к России в свете украинских событий. Письменное извещение о приостановке поставок продуктов питания через этот порт в Россию было получено грузовыми терминалами порта Клайпеда 16 марта. Результат не замедлил себя ждать: в I квартале 2014 года грузооборот литовского порта сократился на 13,5 процентов в сравнении с показателем аналогичного периода 2013 года, то есть до 10,21 миллионов тонн. И если за 2013 год грузооборот порта составил 33,42 миллионов тонн, то теперь, в случае если Россия не вернется в Клайпеду, грузооборот, а значит и прибыль порта, ощутимо уменьшится.

Читайте также: Америка разменивает ЕС на санкции 

"У прибалтийских портов могут возникнуть проблемы, потому что, если они потеряют грузопоток, его уже потом будет тяжело вернуть, потом грузопоток может уйти не только в российские порты. Не будем забывать, что на Балтике есть такие порты, как Гамбург, Бремен, Бремерхафен. Так что, эти порты должны как раз позаботиться о своем грузопотоке, потому что, если уйдет грузопоток из прибалтийских портов, если они будут там какие-то осуществлять санкции, то, собственно, он туда уже не вернется, то есть они понесут убытки", — рассуждает Андрей Колесник.

Меж тем самый крупный из строящихся портов на Балтике, порт в Усть-Луге, к 2018 году, как ожидается, достигнет пропускной способности в объеме 180 миллионов тонн самого различного груза. К тому же, это будет единственный российский порт на Балтике, способный принимать суда дедвейтом до 160 тысяч тонн. Как говорил Сергей Иванов, еще будучи в должности вице-премьера, в связи с развитием этого нового порта в Ленинградской области к 2015 году у России будет достаточно своих ресурсов, чтобы прекратить любой экспорт через прибалтийские порты. И на сегодня эксперты убеждены, что Россия вполне готова к тому, чтобы перестать "кормить" прибалтийские гавани и переориентировать грузы на собственные транспортные узлы: Большой порт Санкт-Петербурга, Высоцкий и Приморский порты и торговый порт в Усть-Луге.

"До Великой Отечественной войны во всех портах, что вы назвали, базировался весь Балтийский флот, и все справлялись, — рассказал Pravda.Ru историк русского флота Георгий Костев. - Когда нам удалось победить (это Великая победа!) и мы создали на западе, будем говорить, свой Балтийск вместо Свинемюнде, как называлось тогда, конечно, возможности флота с точки зрения контроля Балтийского моря улучшились. Но для того, чтобы справиться, решение должно быть очень простым. Должны развиваться эти четыре порта, которые вы назвали, причем развиваться очень эффективно с точки зрения времени, с точки зрения возможностей, оборудования и так далее. Ведь были времена, когда все базировалось вообще только на Кронштадте".

Читайте также: Бумеранг санкций прилетит в Прибалтику

При этом историк подчеркнул, что угрозы со стороны Запада крайне плачевно могут закончиться для стран Евросоюза, у которых из-под бока уплывает не только главный поставщик энергоресурсов и крупнейший рынок, но и экспортер, подпитывающий экономики восточно-европейских государств. Вот и по части развития морских портов антироссийские выступления западных коллег только придают скорости процессу развития собственной инфраструктуры и укреплению независимости от стран, политические разногласия с которыми нарастают с каждым годом.

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить