Черноморский флот примет новые корабли

На Черном море взовьются новые вымпелы

Черноморский флот Российской Федерации, получив, наконец, основательную и стабильную береговую базу, не зависящую ни от чьих прихотей, готовится к обновлению материальной части. В ближайшие годы на вооружение поступят многие боевые корабли, оснащенные современным оружием. Ведь в последний раз новые суда поднимали вымпел в Севастополе еще при СССР.

Во все времена, вернее с 1783 года, Черноморский флот России ориентировался в первую очередь на противостояние турецкому флоту и… на поддержку десанта на Босфор и Дарданеллы. Уж очень нам в свое время хотелось на шпилях Айя-София заменить полумесяцы на крест. Потом противостоять приходилось уже всем и сразу, а вот теперь ситуация повторятся: тут тебе и Турция (член НАТО) и само НАТО, и даже флот США.

Тем не менее, сегодня нет необходимости иметь на Черном море флот состоящий из больших надводных кораблей, а вот универсальные корабли типа корвет ему в самый раз. Планируется обновить флот новыми кораблями регионального действия, построенных по проекту 1135.6 "Адмирал Григорович", причем головной корабль уже спущен на воду в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь". Сейчас на разных этапах постройки находятся также сторожевые корабли "Адмирал Эссен", "Адмирал Макаров", "Адмирал Бутаков" и "Адмирал Истомин", а завершение строительства серии запланировано на 2016 год. Ну, а всего до 2016 года для ЧФ будет построено шесть таких фрегатов и шесть неатомных подводных лодок, что позволит в полной мере выполнять боевые задачи в акватории Черного и даже Средиземного морей.

Читайте также: На параде Победы покажут новую боевую технику

Важно подчеркнуть, что фрегаты проекта 11356 уже хорошо освоены промышленностью. Потому что ранее по заказу Военно-морских сил Индии было построено три боевых корабля этого типа — фрегаты "Тальвар" ("Меч" — см. фото), "Тришул" ("Трезубец") и "Табар" ("Секира"). Причем индийским морякам эти корабли очень понравились!

Все корабли будут вооружены самыми совершенными восьмизарядными вертикальными пусковыми установками "Оникс" или "Калибр-НК", ракеты которых могут поражать и надводные, береговые и подводные цели, а также иметь автоматическую универсальную 100-мм артиллерийскую установку А-190, обладающую скорострельностью 80 выстрелов в минуту и дальностью стрельбы около 20 км.

Оборонительный арсенал корветов состоит из 36 зенитных ракет "Штиль-1" (также в вертикальных пусковых установках, что экономит место и время, нужное на запуск!), и двух установок "Кортик", "Палаш" или "Каштан". Противолодочную и противоторпедную защиту обеспечивают два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата и бомбомет РБУ-6000.

Система Калибр-НК включает в себя два типа самонаводящихся фугасно-проникающих ракет, которые могут действовать по кораблям противника на расстоянии от 10 до 220 и 300 км соответственно, да к тому же одна из них имеет сверхзвуковую скорость полета, а масса их боевой части — 220 кг. Одной такой ракетой можно гарантированно уничтожать все типы надводных кораблей до крейсера включительно. А залп из восьми ракет может вывести из строя даже такой корабль, как авианосец. При этом сбить боеголовку, подлетающую к цели на сверхзвуковой скорости практически невозможно, как и подавить систему ее наведения силами радиоэлектронного противодействия. Так что всего один такой фрегат может стать непреодолимым препятствием для эскадры из восьми боевых кораблей, и будет представлять опасность даже для авианосного ордера. К тому же ракеты, выпущенные с фрегатов проекта 11356, могут поражать практически все наземные цели, в том числе, и хорошо защищенные.

Это первая в России пусковая установка вертикального старта, которая располагается на корабле под палубой в его носовой части. Это делает ее размещение и более компактным, и снижает уязвимость комплекса от поражения огнем противником.

При отражении массированных атак воздушного противника на каждую цель одновременно наводится до трёх ракет на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км, так что прорваться к этим кораблям его авиации будет достаточно сложно.

Читайте также: Корабли-арсеналы России потеснят флот США

Ну, а в комплексе "Каштан" совмещено ракетное и артиллерийское вооружение: твердотопливные зенитные управляемые ракеты и два 30-мм шестиствольных автомата АО-18К, обладающие скорострельностью шесть тысяч выстрелов в минуту!

Важно заметить, что хотя корабли построены с учетом снижения их радиолокационной заметности, они целиком построены из стали, что означает и продолжительный срок службы, и возможность их дальнейшей модернизации.

Максимальная скорость хода составляет 30 узлов, автономность плавания — 30 суток. Экипаж — 180 человек плюс 20 морских пехотинцев, которые могут находиться на борту при выполнении антипиратских операций. Очень важно, что на борту корвета размещается еще и вертолет, причем в закрытом ангаре, что существенно повышает его возможности, как противолодочного корабля.

Что касается подводных лодок, то тут история такая. В 1979 году на заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре был заложен головной корабль проекта 877 "Палтус", который вступил в строй в 1982 году. Впоследствии эти корабли выпускались на судостроительных заводах в Ленинграде и Горьком. Тогда впервые в СССР корпус неатомной лодки был выполнен с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и с минимумом забортных отверстий. Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность, хотя и за счёт ухудшения мореходности в надводном положении. Многие субмарины этого типа поставлялись на экспорт, например, в ту же Индию, где несут службу и сейчас, ну, а всего в 1983–2000 годах таких лодок было построено 18 единиц, что, без сомнения, говорит об их высоких боевых и эксплутационных характеристиках. На Черном море уже есть лодка проекта 877 Б-871 "Алроса", причем, она оснащена экспериментальным водомётным движителем вместо винта и в итоге оказалась среди всех прочих самой малошумной! Изначально в проект были заложены большие возможности для последующих модернизаций.

Читайте также: Что придет на смену новейшему эсминцу?

На базе экспортного варианта "Палтуса" был разработан проект 636 "Варшавянка" (для поставки в страны Варшавского договора!). Причем, на сегодня это самые малошумные подводные лодки российского флота. Объясняется это отсутствием у них на борту как шумных турбозубчатых агрегатов, так и мощных насосов, необходимых для атомных субмарин. К тому же у них нет весьма шумных дизельных двигателей для надводного хода, поскольку они оборудованы электродвижением и к тому же имеют Г-образный шестилопастный гребной винт. Уменьшение шумности агрегатов дополнено продуманной обтекаемой формой и совершенным гидроакустическим покрытием корпуса. Недаром на западе "Варшавянка" получила уважительное прозвище "Черная дыра" за свою высокую скрытность. Так что это, как раз тот самый случай, когда вполне позволительно будет сказать, что "старый конь борозды не портит". К тому же новая "начинка" этих субмарин еще больше повысит их и без того высокие боевые качества. Например, они имеют очень мощное торпедно-ракетное вооружение, состоящее из шести торпедных аппаратов калибром 533-мм, с возможностью запуска через них 18 торпед, 6 ракет или же заряженных 24 минами, то есть по четыре мины в каждом аппарате!

Глубина погружения этих лодок на пределе составляет 300 метров, а скорость надводного/подводного хода — 17/20 узлов. Автономность — 45 суток, а вот экипаж сравнительно невелик и состоит и 52 человек. Несмотря на то, что такой лодке нужно топливо, радиус ее действия составляет при экономической скорости хода под водой 400 миль, а в режиме РДП (то есть со "шноркелем", обеспечивающим приток воздуха к дизель-генератору на перископной глубине) и с увеличенным запасом топлива и на скорости в семь узлов — 7500 миль.

Головная подлодка проекта Б-261 "Новороссийск" уже спущена на воду в 2013 году, сейчас готовится к заводским ходовым испытаниям, а вступит в состав ЧФ уже в 2015 году. 21 ноября 2011 года "Адмиралтейские верфи" заложили вторую подлодку Б-237 "Ростов-на-Дону", а третья лодка — Б-262 "Старый Оскол" — заложена 17 августа 2012 года. То есть сейчас идет их полномасштабное строительство. Четвертая подлодка — "Краснодар" — заложена 20 февраля 2014 года и планируется закладка еще двух лодок по этому проекту.

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить