"Точка зрения" журналиста с Западной Украины Романа Шостака

Бандеровцев придумали пропагандисты Кремля?

На Украине ситуация обостряется из-за действий временного правительства, подконтрольной Верховной рады, продолжающегося Майдана и противостояния в регионах. Принцип портала Pravda. Ru дать возможность высказаться людям разных убеждений. Личным мнением о ситуации в стране в прямом эфире видеоканала Pravda. Ru делится журналист с Западной Украины Роман Шостак.

— Что сейчас происходит в сфере информационных войн. Насколько я знаю, на Украине все российские телеканалы отключили. А на всех украинских каналах имеется заставка, что Россия объявила войну Украине. Что сейчас происходит на вашем медиа-пространстве?

— Раз вы сказали на Украине, я буду говорить на России, есть украинские каналы?

— Я привык говорить на Украине. Вы можете говорить "в".

— Даже в английском языке, "он" и "ин", "ин Укрейн", а "он Укрейн", то есть просто нужно это учитывать…

— Английский язык будет видоизменяться по отношению к Украине?

— Он уже видоизменился.

— Хорошо, прошу прощения, я не знал. Итак?

— Собственно, в Украине нет информационной войны. В Украине есть информационная защита. Есть некоторые попытки информационной войны, которые ведутся со стороны России вот уже, наверное, на протяжении последних 20 лет. Сейчас российские телеканалы, если верить сообщениям нашей украинской прессы, не показывают на 70 процентах территории. Как я понимаю, это прокремлевские каналы, которые занимаются не журналистикой, а пропагандой. Потому что журналистика — это объективные новости, а пропаганда — психологическая обработка войск или населения противника. Это совсем другое дело.

Мы очень любим российскую журналистику, телеканал "Дождь", радио "Эхо Москвы", "Новую газету", ну и другие издания, которые пытаются соответствовать стандартам журналистики. Но, вот в последнее время, к сожалению, такого очень мало. Когда в Украине почувствовали, что на смену журналистике пришла пропаганда, то приняли меры. Хотя я не думаю, что это предписание Национального совета по телевидению и радиовещанию исполнено всеми. Может быть, оно не настолько категорично, потому что есть спутниковое телевидение, есть интернет.

Читайте также: "Дождь" не может не закончиться

— Спутниковое телевидение и интернет — это все же совсем другое. Вы упомянули ряд российских СМИ. Но ведь они занимаются той же пропагандой, о которой вы сейчас говорите, которую так не любите. Только их пропаганда направлена исключительно против государства, в котором они находятся и платят налоги. Так вот, что для вас есть пропаганда?

— Для меня все, что связано с враньём и манипуляциями, это — пропаганда. Давайте конкретизируем: у нас тема "Информационная война — Россия против Украины". Да?

— Нет. У нас тема "Ситуация на Украине".

— Ситуация в Украине нормальная. Не знаю, как ситуация на России?

В России ситуация тоже не плохая. Роман, давайте будем разговаривать без обиняков.

— Ситуация на России хуже, чем в Украине. На России почему-то решили, что они могут диктовать волю Украине о том, что надо делать и как жить. На России уже нужно привыкнуть к тому, что Украина отдельное государство, которое само решает, что делать.

— Мы давно привыкли, что Украина — это отдельное государство. Все-таки очень много лет прошло, и целое поколение россиян и граждан Украины выросли в этом осознании. Но сложилась ситуация, когда русскоязычное население просит помощи. Русофобия захлестнула Украину, неонацистские лозунги передаются с экранов вашего телевидения.

— Во-первых, люди, вы сказали русскоязычные, просят помощи. Кто из русскоязычных в Украине просил помощи? Давайте мы поэтапно разберемся в тех понятия, о которых вы упомянули. Во-первых, у России помощи просит бывший президент Украины Янукович, бывший руководитель службы безопасности Украины Якименко, бывший министр… Простые русскоязычные граждане не просят помощи! Они не только не просят помощи, они просят защиты от такой помощи, понимаете? Потому что русскоязычным очень хорошо и комфортно живется в Украине. Они совсем не собираются участвовать в этих имперских играх, игрищах, которые имеют всякие названия, заканчивающиеся на "изм".

Вы знаете, еще несколько месяцев назад здесь бы в голову никогда не пришло, что Россию будут сравнивать с нацистской Германией, а Путина с Гитлером. А сейчас это уже норма! То есть не по словам, а по делам судим мы здесь в Украине. И судят наши соседи о том, что делает Россия.

Читайте также: Третья мировая уже началась… в соцсетях

— Вы сейчас говорите о собственных наблюдениях? Вы говорите о русскоязычным населении, вы были в Крыму?

— Нет, не только о собственных.

— Роман, вы были в Крыму?

— Если вы показываете у себя митинги, на которые выходят…

— Роман, я задал прямой вопрос, вы можете ответить, вы были в Крыму?

— В Крыму? Сейчас? Нет, не был.

— А давно вы там были?

— Ну, не знаю. Лет тридцать тому назад.

— Республика перешла в состав Российской Федерации. Люди были обеспокоены своим положением. Вы считаете, что они вошли в состав России, получают российские паспорта исключительно из-за пропаганды и оттого, что им очень хорошо жилось?

— Понимаете, я думаю, что там есть очень разные мнения. Есть люди, которые с радостью возвращаются, как они думают, в Россию. Есть люди, которые с радостью хотят, как бы, чувствовать себя людьми с российским паспортом, с российским гражданством. Я этого совсем не исключаю. И думаю, что такие люди есть. Я уверен, что есть люди, которые будут потом глубоко разочарованы в этом. Я уверен, что там есть люди, которые очень быстро поймут, что они стали пешками в какой-то геополитической шахматной игре.

Но я не могу судить о Крыме, потому что я там не был и глубоко ситуацию в Крыму не знаю. Я знаю о сообщении. Но если говорить о Крыме с точки зрения международного права, то это — попытка пересмотра тех границ, которые сложились после Второй мировой войны. И, дай бог, чтобы эта попытка для России закончилась Крымом. Если рушить Хельсинкские соглашения, может случиться принцип "домино". И тогда будем думать "на Дальнем Востоке" или "в Дальнем Востоке", "на Урале" или "в Урале", "на Башкыртыстане" или "в Башкыртыстане".

— Если предлоги для вас значат так много, я буду говорить "в". Как вы считаете, то, что сейчас происходит на вашей земле, в вашем государстве, для вас является нормальным? Это путь куда?

— Я вам скажу, что самая плохая демократия лучше отличной диктатуры и авторитаризма. Поэтому мне не нравится то, что происходит сейчас в Украине. Потому что у нас сейчас плохая демократия, но из плохой демократии мы придем к лучшей демократии. А вот от отличного такого жестокого авторитаризма вряд ли можно прийти к чему-то лучшему.

Читайте также: На востоке Украины появится свой президент?

Мне очень жаль, что по социологическим опросам три четверти современной России будто бы поддерживают политику Кремля, Путина. О том, что в случае военного конфликта с Украиной, они будут поддерживать действия власти. Это очень печально для меня. Это самое грустное, что я прочитал за последнее время. Потому что я, для себя, всю жизнь, все 55 лет, отлично различаю между собой Кремль, Москву, Россию и народ России. Это для меня абсолютно разные вещи. Мы всегда уважали, уважаем и будем уважать российский народ. Тот народ, на долю которого выпало пережить одну империю, вторую империю, третью, четвертую. Одноглавого, двуглавого орла. Это все, как бы, на плечах народа. В этом российский и украинский народы не отличаются. Всегда власть сидела на наших плечах и мы ее носили.

Сейчас Россия, российский народ попал в капкан амбициозной политической группы людей, которые навязывают абсолютно неверный путь развития. Потому что любая война России с Украиной — это катастрофа не только для Украины, но и для России, может быть даже для Европы и для мира. Будет очень грустно, если в G8 вместо России будет Китай. А начиная праздновать в 2014 году 100-летие начало Первой мировой войны, мы закончим это праздновать только в 2018 году перед Чемпионатом мира по футболу в России. Четыре года информационной третьей мировой войны в годы празднования Первой будет вынести для нас очень тяжело. Поэтому, мне кажется, нужно всю пропагандистскую деятельность отложить в сторону. Нужно вернуться к обычному способу жизни народов-соседей.

— Вы говорите о прокремлевских СМИ и околокремлевских СМИ. Вы сейчас находитесь в прямом эфире российских СМИ. Если вы говорите, что кто-то ангажирован у нас, скажите, как стоит освещать события в Украине?

— Нужно сделать очень просто. Вы должны приехать во Львов, пожить здесь, хотя бы недельку-две. А потом сесть вот на это место в пресс-центре, связаться со своей редакцией Pravda. Ru и сказать: "Сегодня, вместо Романа Шостака я расскажу о том, что происходило во Львове".

Читайте также: Кто нагнетает истерию на границе РФ и Украины

— А пока я не во Львове, Роман Шостак в прямом эфире Pravda. Ru. Что сейчас происходит в Украине?

— События в Украине очень простые. Украинский народ избавился от криминального правления семьи Януковича и тех, кто был с ним. Сейчас мы понемногу возвращаемся в то состояние, в котором пребывали до времен Януковича — это времена олигархического правления. Никакого революционного, большого демократического прыжка у нас не произошло. Но мы сейчас нормально готовимся к 25 мая, президентским выборам, к тому, чтобы перезагрузить власть и продолжать понемногу двигаться.

Собственно, ничего чрезвычайного в Украине не произошло с точки зрения 23-летней истории Украины как государства. Может быть, это очень неожиданно для тех стран, у которых нет такой истории, демократической. Самое простое то, что вы стали жертвой постсоветской пропаганды. Элементарной постсоветской пропаганды, которая из маленькой такой мухи делает большого-большого слона. Все разговоры про русофобию, нацизм, неонацизм для людей в Украине — очень смешны.

— Какие ваши прогнозы на выборы?

— Я не политолог, но думаю, что победит или Порошенко или Тимошенко. Наверное, не победит никто из "Партии регионов", о которых так пекутся в Москве.

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить