Компьютерные игры: новый вид интеллектуального спорта или общественный порок

Виртуальные игры готовят реальных убийц?

Компьютерные игры по голливудским сценариям давно стали головной болью для США, где ежегодно подростки, получившие представления о модели поведения из кровавых виртуальных стрелялок, совершают жестокие убийства. Насколько эта проблема серьезна для России? Об этом рассказывает Дмитрий Тэлэри, шеф-редактор кириллического сегмента LiveJournal, основатель самого большого в ЖЖ сообщества о компьютерных играх.

Когда случаются какие-то проблемы, подобные расстрелу в Отрадном, всегда самый простой вариант все запретить, считает эксперт. При этом ни в одном исследовании никогда не было никаких цифр и вообще, данных о взаимной связи насилия и компьютерных игр, потому что насилие, на самом деле, порождается в основном обществом в целом. Проявляется это и в недостатке внимания со стороны родителей, и в том, что у нас крутят по телевизору, сериалы всякие с убийствами, новости кровавые и прочее.

Игры, конечно, бывают самые разные, игры — это целый большой жанр или искусство, как и книги, как и литература. Книги бывают неэтичными, про наркотики Пелевин любит писать, фильмы могут быть неэтичными, про проституток. Так и игры бывают иногда неэтичными, в которых очень большое внимание уделяется убийствам и прочему, но такие игры маркируются 18+ и предназначены только для взрослых. Все проблемы пытаются привязать к компьютерным играм те люди, которые в игры не играют, и пишут они для родителей, которые тоже не играют, и поэтому распространяют самые разные страшные слухи. А люди, в основном, это делают для собственной репутации, для каких-то политических амбиций.

Читайте также: "Причины ЧП в школе надо искать в соцсетях"

Об этом свидетельствует и рейтинг сетевых игр, утверждает Дмитрий Тэлэри. В России максимально популярна игра в жанре моба. Моба — к ней много разных игр относятся, но сейчас самые популярные — это "Дота", "Лига Легенд", это сетевые, очень спортивные игры с противостоянием в течение короткого промежутка времени, минут на 30. Также к сетевым поединочным играм, которые недолго длятся, относится тот же "Ворд оф Танкс". Кровавых стрельб с массовыми убийствами там нет, это спортивные игры с поединочным прохождением, более того, часто они носят познавательный характер, позволяют изучать историю войны или особенности танков.

Вообще, игры, как считает геймер, всегда либо познание какого-то нового опыта, либо исследования, либо состязания, которые подразумевают насилие. Но насилие — непременный атрибут и других частей культуры, вспомните хотя бы картины Верещагина, знаменитого русского баталиста с его горой черепов. Игры, естественно, наиболее популярны те, в которых можно померяться друг с другом силами или интеллектом, они вызывают наибольшие эмоции, кто, какая команда кого победила.

Вопрос в том, может ли игра спровоцировать некий кризис или спонтанные безумные поступки у людей со слабой или нездоровой нервной системой? Собеседник Pravda. Ru утверждает, что все зависит от того, насколько игра этичная и какой у нее контекст. К примеру, если человек увлечен фантазийными играми, где он машет мечом или завоевывает Нормандию, что к нашей жизни применить никак нельзя, он не будет агрессивным в реальности, каким бы он не был грозным завоевателем, покорителем народов в игре.

Тем не менее, некоторые игры близки к жизненным реалиям и могут вызывать негативные последствия. Например, есть игра, в которой стреляешь, угоняешь машины и прочее. Мы к ней относимся спокойно более-менее, а в Америке вокруг этой игры дискутируют, поскольку она близка к действительности и может создать у подростков неверные представления о том, что хорошо, что плохо. Возьмем другой пример, игры про Вторую мировую, где есть фашистская символика и прочее. В Европе и России, где была война, весьма внимательно относятся к фашистской символике и ко всем деталям, а в США, где о войне знают довольно мало, на это внимания особого не обращают.

В любом случае анализировать, насколько та или иная игра способна привести к тому, что неустойчивый психологически человек может перенести насилие из виртуальности в реальную жизнь должны люди, которые разюираются в играх, в психологии детей и подростков. То есть это должен быть некий общий консилиум, который состоит из представителей игровой индустрии, психологов, обществоведов и других. Нечто подобное уже есть, игры маркируют, у них есть возрастные определенные критерии, детям помладше рекомендуются развивающие игры, детям постарше уже можно более спортивные… Надо помнить, считает Дмитрий Тэлэри, что, если просто запретить игры, люди все равно будут в них играть, запретный плод сладок. Какие-то особо неэтичные игры, может быть, ограничивать в продаже, чтобы их могли покупать только взрослые люди.

Читайте также: Прогресса не будет. Виноваты гаджеты

Можно применять и простые педагогические приемы. Например, чтобы ребенок развивался гармонично, разрешать играть только после того, как сделал уроки, которые, уверен геймер, будут сделаны гораздо быстрее и качественнее. Аналогично и со спортом — хочешь компьютер — только после секции по борьбе, например.

Атаки на игры происходят регулярно, в основном, когда это нужно для каких-то политических заявлений. Свидетельство и эта страшная трагедия со стрельбой в школе, которую тут же привязали к компьютерным стрелялкам. Любая проблема — виноваты игры. Не родители, которые, может, не уделяли внимание ребенку, не то, что у нас по телевизору крутятся сериалы про уголовников, нет, виноваты всегда игры, то, что наименее понятно и наиболее ярко, то и обвиняют. А это, как уже было сказано, совсем не так, мир компьютерных игр нужно изучать и направлять его развитие с пользой для общества. Во многих странах это уже делают, подчеркнул специалист-геймер.

В частности, в Южной Корее транслируют матчи по кибеспорту по центральным каналам, там есть профессия киберспортсмены, они нормально, хорошо зарабатывают. То же самое — в Китае, Японии. И в России есть киберспорт, есть большие сайты, есть организации, которые побеждают в международных турнирах. Хотя и в недостаточных масштабах. Конечно, киберспорту далеко до признания в качестве олимпийской дисциплины. Однако, уверен Дмитрий Тэлэри, как вид интеллектуального спорта, сродни шахматам, киберспорт имеет большие перспективы, а динамика его развития позволяет утверждать, что признание в качестве официального вида спорта — не за горами. Готовиться к этому нужно сейчас, чтобы не оказаться на периферии в недалеком будущем.

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру