Изготовлен первый летающий автомобиль

"Пегасы" снова штурмуют небеса

Волшебный крылатый конь Пегас, сын Посейдона и Медузы Горгоны, известен любому мало-мальски грамотному человеку, знакомому с греческой мифологией. Скоро, однако, вполне может случиться так, что название "пегас" станет нарицательным для целого класса автомобилей принципиально нового типа, способных не только ездить по земле, но и летать в воздухе.

Сначала немного о том, что еще совсем недавно воспринималось как чистой воды фантастика: "летающий автомобиль" Citroën DS из кинофильма "Фантомас разбушевался". Внешне он, вне всякого сомнения, выглядел почти безупречно. Разве что, с точки зрения авиационного инженера, хвостовое оперение ему следовало бы сделать намного больших размеров, и обеспечить воздухозаборники для реактивных моторов, которых на нем просто нет. Как бы там ни было, а смотрелась эта машина хорошо. Причем, не просто хорошо. Она показала конструкторам тот образец, к которому надо стремиться, и они начали работать в этом направлении.

Читайте также: Такси без шофера скоро выйдут на улицы

Впрочем, стоп! Идея-то летающего авто родилась намного раньше, и отцом её, между прочим, был тоже француз и звали его Жюль Верн. В своем романе "Властелин мира", действие в котором происходит уже в начале XX века, его герой Робур строит универсальную машину-вездеход, совмещающую свойства самолета, автомобиля, катера и подводной лодки. То есть, по сути дела, Жюль Верн-то и придумал летающий автомобиль, а все остальные всего лишь старались эту его идею реализовать. Однако придумать-то ведь можно все, что угодно — бумага все стерпит. А вот, как дело стало доходить до металла, то тут с изобретением возникли проблемы.

Впрочем, в начале особо сложным создание такой гибридной машины отнюдь не казалось. Более того, нашелся человек, решивший создать… "летающий танк" и, конечно же, это был никто иной, как американский конструктор Уолтер Кристи. На первом этапе он изготовил из дюралюминия и стали безбашенную машину М.1932, о которой американская пресса восторженно сообщала: "Эта настоящая летающая крепость вооружена 75-мм орудием. Благодаря идеям мистера Кристи машина получилась удивительно легкой, ее масса не превышает 4 т. Танк готов к защите Америки от любых нападений".

Танк Кристи имел двойные пневматические шины на основных катках. В комплекте с 750-сильным двигателем это давало возможность развивать на гусеницах скорость до 90 км/ч, ну, а когда гусеницы снимали, он превращался в бронированный гоночный автомобиль, способный развивать сумасшедшую скорость в 190-200 км/ч, что вроде было вполне достаточно для того, чтобы оторваться от земли.

Из-за чего дело не пошло? Из-за больших сложностей с передачей вращения на воздушный винт. Ведь он располагался на крыле спереди, коробка из двух крыльев надевалась на танк сверху, и нужно было два вала (один от мотора, на другом крепился сам винт), расположенных под углом в 90 градусов друг к другу для того, чтобы его вращать. Сделать все это достаточно легким и прочным в то время не представлялось возможным.

Другой, уже реальный "летающий автомобиль" был также построен в Америке в 1937 году, о чем сообщалось в советских технических и научно-популярных журналах. Устроен он был следующим образом: имел съемные крылья, которые на колесном шасси буксировались за авто. Хвостовое оперение и воздушный винт с приводом от двигателя были также съемными. И вот для того, чтобы полететь, это все надо было вместе собрать, свинтить, проверить и только потом уже взлетать, причем, обязательно с аэродрома, пусть даже и не очень большого.

Читайте также: Машина без водителя — триллер или реальность?

Потом было еще много похожих попыток, но все они, в общем-то, не удались. Ничего не вышло и из проекта гибридного автомобиля 50-х годов, у которого и крылья, и двигатель, и хвостовое оперение присоединялись к автомобилю, то есть, представляли собой отдельную модульную конструкцию. На испытаниях этот аппарат летал, однако до автомобиля трансформера ему было очень и очень далеко. Дело в том, что самолетный модуль хранился от самого авто отдельно, и для этого требовалось помещение приличных размеров. Монтировался же он на крышу автомобиля при помощи крана, что, разумеется, требовало его наличия, как в точке старта, так и на месте приземления.

Не так давно американская компания Terrafugia произвела первый запуск своего собственного летающего автомобиля, который получил название Transition. По размерам автомобиль-самолет не слишком отличается от стандартных легковых автомобилей и легко помещается в обычном гараже, что несомненный его плюс. Автомобиль может взлетать как с дороги, так и с аэродрома, но посадка производится только на аэродроме. В качестве топлива, автомобиль-самолет использует обычный высокооктановый бензин, без содержания тетраэтилсвенца, то есть он может заправиться на любой АЗС.

Это все плюсы, но есть и минусы. Хотя крылья у него и складываются, все равно они очень велики и вынужденно в положении стоймя располагаются по обе стороны от кузова, что эстетики ему не прибавляет. Кроме того, аппарат сложен в управлении, и, чтобы на нем ездить и летать, недостаточно иметь права с категорией, разрешающей вождение легковых автомобилей, а нужна еще и лицензия пилота малой авиации.

Тем не менее, компания предполагает выпускать ежегодно от 50 до 200 автомобилей. Стоимость летающей машины — $194000, и это тоже ее недостаток. По мнению руководителя компании Карла Дитриха, это "разумно" для самолета, но "очень дорого" для автомобиля. Так что аппарат получился "на любителя".

Зато французы уже на следующий год обещают выпустить на европейский рынок своего рода гибрид автомобиля и параплана, уже получивший название Pegasus. Считается, что он сможет развивать в воздухе скорость до 60-80 км/ч и находится в полете до 3 часов, а его испытательные полеты пройдут уже в этом месяце. Цена одного экземпляра будет колебаться в пределах 100 тыс. евро, так что, опять-таки, аппарат не для всех.

При этом самое непонятное в его конструкции это то, как все-таки он будет работать. Ведь поднимать его в воздух будет гибкое крыло на стропах и, лично мне не очень-то понятно, каким образом оно будет расправляться, "ловить ветер", да и вообще, как это водитель этого авто будет управлять им из кабины. И еще вопрос: а где это "крыло" будет храниться в сложенном состоянии?

Ведь, если идти по такому принципу, то можно и вовсе объединить автомобиль и… дирижабль! Укрепить на его крыше контейнер для его оболочки, пару баллонов с гелием поставить у себя в гараже, бери, надувай ее газом, заводи мотор, вращающий воздушный винт и — лети! Причем для того, чтобы съэкономить требуемый объем газа, можно провести гибкую выхлопную трубу через оболочку и тогда она будет газ нагревать, что увеличит его подъемную силу. Надо опуститься? Перенаправляем поток выхлопных газов в обычную выхлопную трубу и наш автомобиль-дирижабль тут же снижается! Но все равно это не очень удобно, так же, как и летать на автомобили, прикрепив к нему гроздь надувных воздушных шаров. Экстравагантно, но глупо!

Впрочем, Pegasus, скорее всего в одиночестве не останется, потому что сегодня уже идет работа над созданием аппарата типа квадрокоптер — то есть аппарат с четырьмя воздушными винтами, и он будет называться Pegasus Atlas. Компания, которая ведет эту работу, находится в Дании, и работающие над ним инженеры считают, что такое авто пригодится врачам, полицейским, пожарным и военным. И если над подобными машинами работает агентство DARPA в США, то, что же им мешает заняться тем же самым у себя в Дании?! Ни разрушенный мост, ни затор на автостраде, ни скопления людей такое транспортное средство не остановят.

Главная задача сделать так, чтобы и вертолетные лопасти четырех винтов, и крылья (если на нем еще будут и крылья!) прятались бы в его корпус таким образом, чтобы в сложенном состоянии они были бы снаружи не видны! При этом грузоподъемность машины должна составлять 4-5 человек вместе с багажом.

Читайте также: Армейские трансформеры — наследники "Урагана"

Расчеты показывают, что диаметр винтов для того, чтобы поднять в воздух автомобиль весом в три тонны должен быть два метра. Это означает, что их можно будет складывать и убирать. И точно также — ну прямо, как и у "машины Фантомаса", его крылья будут убираться в нижнюю часть корпуса. При этом автомобиль в общей сложности будет иметь 6 метров в длину, 2,1 метра в ширину и около 1,8 метра в высоту. Проект был начат в сентябре 2011 года, и разработка проекта продолжается.

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру