Украинский политолог: Многое, что сейчас происходит, Крым никогда не переживал

Профессор Таврического университета, политолог Андрей Никифоров в интервью Pravda.Ru прокомментировал последние новости о ситуации в Крыму.

— Крым сформировал новое правительство, которое обратилось к РФ за помощью. Крым объявил о создании своего министерства обороны и объявил о референдуме об изменении статуса на государственный. Это, по сути, декларация независимости?

— Это декларация государственной самостоятельности. На самом деле, многое из того, что сейчас происходит, Крым никогда не переживал. Если брать формальную сторону, то это возвращение к тому статусу, который был у Крыма в первой половине 90-х годов.

5 мая 1992 года была принята декларация о государственной самостоятельности Крыма, на ее основе была принята крымская Конституция, по которой Крым провозглашался полноценным государством.

9-я статья этой Конституции звучит примерно так же, как тот вопрос, который сейчас выносится на референдум. Как тогда, так и сейчас, вопрос о выходе Крыма из состава Украины не ставится. При этом зависает вопрос об условиях, на которых Крым согласился бы войти в состав Украины.

Это пример четкой демократии, то есть речь идет о том, что в последующем наши отношения с Украиной строятся на основании договоров и соглашений. Будет заключен договор о разграничении полномочий, когда он будет, то мы войдем в это государство ровно настолько, насколько мы сочтем нужным.

Эта декларации очень близка к декларации независимости. Но пока крымское руководство не ставит перед собой таких задач, как создание независимого государства. Но при этом статус государственной самостоятельности будет позволять в случае разного рода эксцессов сделать и следующий шаг. Но опять же это все решать крымчанам, крымскому руководству.

Дадут ли Крыму мирно провести самоопределение 30 марта?

— Думаю, что какие-то попытки противодействия будут, без этого не обойдется. Поэтому так важно было правительству, в первую очередь, переподчинить себе весь силовой блок, который расположен в Крыму. Это направлено на гарантии безопасности и на соблюдение мира на полуострове.

Нет никакого смысла сейчас заниматься экономическими вопросами, потому что жизнеобеспечение, там, и все прочие вещи, конечно, работают. И за ними смотрят в любом случае. Но главный приоритет заключался в том, что необходимо взять ситуацию под контроль.

Надо сказать, что новое правительство действует примерно в том же направлении, в котором сейчас развивается общественная инициатива. Допустим, у меня в поселке собрались молодые люди разных национальностей, потому что тут вперемешку живут русские и крымские татары, и договорились о создании добровольных народных дружин, которые в случае необходимости могли бы поддерживать порядок.

Подобная практика, насколько я знаю, сейчас достаточно широко применяется по всему Крыму. Подобные общественные инициативы просто не позволят сорвать референдум по Крыму.

Еще один момент — первоначально он планировался на 25 мая, но из-за обострения ситуации вокруг Крыма дату изменили.

— В каком случае будут введены российские войска?

— Мне трудно об этом судить, однако сам факт такой возможности — уже очень важен, поскольку мы знаем, что мы уже не одни. Хотя лучше, конечно, справиться самим.

Отмечу, что Крым и Севастополь — единственные на Украине территории, где российские войска и вводить не надо — они здесь есть. Это Черноморский флот, который, согласно межгосударственным соглашениям, находится на своих базах, как в Севастополе, так и в ряде пунктов Автономной республики Крым.

Поэтому речь идет просто о том, что теперь, в соответствии с теми решениями, которые были приняты российской стороной, в случае нежелательного развития ситуации, эти части могут не просто базироваться, но еще и использоваться для стабилизации ситуации на полуострове.

— Какие перспективы отношений с Западом?

— Вы имеете в виду, Европа — Америка? Дело в том, что мы пытаемся, во-первых, идти строго по остаткам правового поля Украины. Тем не менее, какие-то опорные точки имеются, и Крым в данном случае старается, чтобы с юридической точки зрения к его действиям не было претензий, ну или они были бы минимальны, потому что время все же революционное, и здесь, наверное, придется через что-то перешагивать.

Второй момент… Сейчас готовится целый ряд решений, в том числе и решение о функционировании языков, и там ссылаются на целый ряд документов, которые инициированы были в свое время советом Европы, Евросоюзом.

Мониторинговые комитеты неоднократно делали замечания, что Украина, подписав хартию о языках меньшинств, ничего в этом плане не предпринимает.

То есть будут делаться шаги, чтобы показать, что, в общем-то, мы не менее цивилизованы, чем Европа. В конце концов, когда в целом ряде стран Европы еще волки выли на болотах, в Крыму уже была демократия, уже была правовая государственная система, мы, в общем-то, наследники и тех традиций.

Поэтому будем в данном случае и убеждать, и доказывать, и демонстрировать, но ни в коем случае, естественно, это не значит, что мы от чего-то из своих ценностей будем отказываться в угоду тому, чтобы кому-то понравиться.

Читайте последние новости о событиях и ситуации в Крыму и на Украине: Председатель Русской общины Крыма: Мы 23 года терпели издевательства украинских националистов

А что вы думаете о последних новостях о ситуации и событиях на Украине? Что будет с Украиной?  Что будет с Крымом? Что вы думаете о результатах референдума в Крыму и о вводе российских войск на Украину?  

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить