Брендинг российских регионов и городов

Удачный и не очень брендинг регионов

Несколько лет назад правительство РФ утвердило концепцию продвижения национального и региональных брендов страны. По-видимому, именно тогда власти российских городов и регионов увлеклись брендингом. И что вы думаете — польза от этого есть. В большей степени брендинг важен для развития туризма, а также для роста инвестиционной привлекательности.

Безусловно, самый показательный пример очень удачного брендинга — только что прошедшая зимняя Олимпиада в Сочи. Теперь не только россияне, но и жители других стран воспринимают Сочи, да, по большому счету, и весь Краснодарский край, не просто как южный курорт, но и как столицу самых крутых зимних Игр. То есть успешный бренд достался Сочи как бы по наследству от спортивного праздника.

Автор этих строк лично ощутил это на себе: дети уже не хотят ехать летом в Турцию или "на деревню к бабушке", именно Сочи им подавай! Ну что ж, придется. Тем более, что средний сын, спортсмен-девятиклассник, намерен взять с поездку свои беговые лыжи, чтобы пробежаться по ставшей знаменитой и легендарной биатлонной трассе Олимпиады. Это летом-то, когда надо в море барахтаться. Но как тут откажешь? Пусть везет.

Думается, что в ближайшие несколько лет, а то и дольше, Сочи и построенные там спортивные кластеры будет вовсю пользоваться уже раскрученным олимпийским брендом, и получит немалые доходы не от пляжей, а как раз эксплуатации спортивных объектов. Впрочем доходы тут даже и не самое главное.

"Невозможно оценить тот доход, который получила, благодаря Олимпиаде в Сочи, наша страна, рассказал Pravda. Ru первый заместитель председателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Дмитрий Свищев. Потому что, вы понимаете, допустим, первое место на домашней Олимпиаде, позитивное настроение людей, которые получили массу положительных эмоций, заряд энергии на многие года, толчок для развития всех видов спорта, в том числе массового — это гораздо важнее денег. Хотя и они важны, конечно. Кстати, на совете при президенте, который будет в марте 2014 года, будет обсуждаться именно дальнейшее развитие массового спорта в России. Это оценить деньгами практически вообще невозможно!"

Читайте также: Битва городов РФ: снеговики против ископаемых

Примерно так же поступила и Казань, где проходила летняя Универсиада-2013. Эта попытка сделать брендинг городу посредством спортивного события также явно удалась. Логотип Универсиады -- исполненные в олимпийских цветах пяти континентов стилизованный тюльпан со звездами — снимать там так и не торопятся, он до сих пор размещен в городе повсеместно (и даже на табличках с номерами домов еще встречается).

Вспомним слоган казанской Универсиады — "You are the World". Так как базовая эмблема этого спортивного события представляет собой латинскую букву U, то использовался следующий вариант написания: "U are the World". Он позволяет трактовать слоган в двух значениях: "Ты — это мир" и "Универсиада — это целый мир". Удачная находка, чего уж там. Потому-то до сих пор и используется. При том, что в Казани и без Универсиады всегда было что посмотреть, там до сих пор есть туристические маршруты, посвященные Универсиаде.

Удачно использует прошедшие мероприятия (правда, не спортивные, а исторические), например, Смоленск. Город получил логотип и фирменный стиль к 1150-летнему юбилею. И администрация Смоленской области утвердила официальную символику, посвященную празднованию 1150-летия со дня основания города Смоленска. После празднования в сентябре 2013 года цифру убрали и раскрученный и привлекательный логотип теперь существуют как вполне полноценный бренд Смоленска.

В свое время ничуть не удивил лозунг, который появился в Ненецком автономном округе. Там концепция нового бренда вылилась в формулировку "НАО — североевропейская кладовая России". Такое определение региона подчеркивает его северное (в отличие от соседней республики Коми) и европейское (в отличие, например, от Ямало-Ненецкого АО) положение, наличие больших и стратегически важных запасов и ресурсов полезных ископаемых (в отличие от всех конкурирующих регионов).

Кстати, буквально несколько дней назад, 22 февраля, исполняющим обязанности губернатора НАО президент России назначил Игоря Кошина, бывшего депутата регионального парламента и члена Совета Федерации, который как раз и был популяризатором бренда "североевропейской кладовой" на самом высоком уровне. И какую-то роль это в назначении Кошина, надо думать, сыграло.

Некоторые регионы очень логично используют в своих брендах своеобразные каламбуры, заключенные в логотипах. Например, Калуга. Брендовый логотип, весьма оригинальный, обыгрывает аббревиатуру Калужской области (КО) и комфортный деловой климат (ОК). В результате получилась весьма симпатичная штучка, которая, по идее, должна привлечь не только туристов, но и инвесторов.

Читайте также: Чемпионат мира по футболу и... брендингу

В Перми брендинг начался с предложения использовать в качестве логотипа Перми красную букву П. Он будет использоваться (да и уже используется) везде — от урн и скамеек до афиш и бланков. При этом логотип не является заменой гербу. У Перми есть даже собственный специфический шрифт, чего нет ни у одного другого города России.

Правда, не везде получается не то, что создать, но даже и просто придумать идею городского или регионального бренда. Вспоминаются события, имевшие место несколько лет назад в Архангельске, который тут, на севере, стараются называть столицей Поморья (этот бренд работает давно, но все-таки в "не местной" прессе его все равно часто путают с Приморьем).

Тогдашний мэр Архангельска затеял "прилепить" к городу достаточно необычный бренд — с целью повысить туристическую привлекательность города. На уличных баннерах запестрели слова: "Архангельск — родина снеговиков". Ну, а что — все-таки Север, снега много. Почему бы и нет? Однако мэр сменился, хорошая (согласитесь) задумка как бы ушла, новое начальство увязло в проблемах ЖКХ и безденежья. Так Архангельск и называют сейчас по-прежнему не "родиной снеговиков", а городом "тоски, доски и трески". Более привлекательного никто до сих пор и не придумал. Как говорится, как корабль назовешь…

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить