Эксперт: Ошибок было меньше в учебниках, по которым работали до принятия новых стандартов

Мнение: Чтобы избавиться от ошибок в учебниках, нужен более серьезный подход к экспертам

Редактор отдела школ "Учительской газеты"Светлана Руденко раcсказала Pravda. Ru, как можно избежать появления в школах учебников с ошибками.

— Уже не первый год раздаются жалобы на низкое качество школьных учебников, эксперты и родители находят ошибки. На днях ученые из Академии образования забраковали 20 % поступивших на рассмотрение комиссии учебников.

Тем не менее, часть некачественных учебных пособий все равно попадает к детям. От чего так происходит, и как можно справится с лавиной низкокачественных учебников?

— Ну, мне кажется, что помимо того, что министерство на учебниках, по которым работают в школе, ставит гриф "допущено", и в принципе, в этих учебниках не должно быть ошибок, к сожалению, они встречаются, я думаю, что связано это еще и с тем, что в начальной школе внедрены новые стандарты и в соответствии с этими стандартами начали разрабатывать новые учебники. Хотя мы знаем, что в новых стандартах меняются не столько содержание, сколько требования, условия к стандартам, то есть материально-техническая сторона учебника.

Тем не менее, новые учебники создаются, особенно в начальной школе, и вот в этих новых учебниках, к сожалению, я вот более всего слышу нарекания от учителей, от родителей, в особенности, что встречаются ошибки именно в учебниках для начальной школы, по новым стандартам. В учебнике английского языка море ошибок, как и по другим предметам начальной школы.

Что с этим делать? Мне кажется, нужен более серьезный подход к экспертам, анализирующих, читающих эти учебники и, может быть, еще какая-то. Сейчас я была на коллегии в министерстве, речь шла о ЕГЭ, что будут общественные наблюдатели, которые будут на пунктах проведения ЕГЭ. Можно было создать такой совет экспертов из специалистов, которые тоже читали эти учебники, чтобы был двойной отбор.

Прежде чем учебник получал министерский гриф "допущено", его должен прочитать не один эксперт, а целая группа, должны быть общественные эксперты, независимые эксперты, которых нельзя было бы каким-то образом мотивировать. Может быть, это будут эксперты, ну не знаю там, родители проверку будут инициировать.

Необходимо (ведь больше всего сегодня поступает нареканий от родителей и от учителей), чтобы они включились каким-то образом и тоже имели право высказать свое мнение по поводу новых учебников. Ну вот я вам говорю, что ошибок было меньше в учебниках, по которым работали до принятия новых стандартов, но в связи с новыми стандартами стали опять писаться новые учебники и опять появились в них ошибки.

— Почему в школьные учебники попадают грубые ошибки? Как борются с этим сами издатели? Каким образом учебникам с ошибками удается все-таки выйти на рынок, несмотря на то, что каждый учебник должен получить одобрение от экспертного совета?

Вам на эти вопросы, мне кажется, более конкретно ответят люди, которые работают в ихздателльстве "Просвещение" или же в РАО, Российской академии образования — некий Михаил Сергеевич Рыжаков. Вот я знаю, что многие учебники лицензировались именно Российской академией образования: они работали над стандартами, они работали над учебными программами и ее члены входили в число экспертов.

Министерство полагается на своих экспертов, вот прежде всего это Российская академия образования… Вам надо связаться, с Академией и лично Михаилом Сергеевичем Рыжаковым. Потом пообщайтесь с издательством "Просвещение", потому что сегодня это главное учебное издательство. Вот это две опорные точки, "Просвещение" и РАО, они вам дадут такую информацию.

Читайте также: Эксперты забраковали каждый пятый школьный учебник

У семи нянек — учебник без глаза!

Детей избавили от бракованного "Окружающего мира"

Обсудить