Летать далеко и дешево станет возможным

Лоукостеры: дешево летать не запретишь

Минтранс РФ завершает работу над законопроектом, который пробьет дорогу для лоукостеров. Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила документ о невозвратных тарифах, позволяющих удешевить стоимость билетов на самолет. Не исключено, что уже летом россияне смогут приобретать авиабилеты категории "эконом" без права на возврат.

Дешевые авиаперелеты — это общемировая практика, которая долгое время не приживалась в России. Возможностью отказываться от лишних услуг, таких как питание при перелетах на короткие расстояния и перевоз багажа, в пользу низкой стоимости билета уже давно пользуются европейцы и американцы. Так, например, в Европе можно купить билет на самолет всего за 30 евро, а если сильно постараться и попасть на акцию, то перелет и вовсе может обойтись в 10-15 евро (по такой цене иногда продает билеты самый дешевый в Европе лоукостер — Ryanair). Россиянам же эти цены могут показаться сказочными, потому как даже авиаперелеты внутри нашей страны стоят довольно дорого.

При этом все компании, которые появлялись на российском рынке авиаперевозок и работали в низкобюджетном сегменте, быстро прогорали. Почему в России так и не прижился лоукост, узнаем у экспертов.

"Те лоукостеры, которые выходили на рынок, делали экономические ошибки, как в истории со Sky Express и "Авиановой". Они, к сожалению, перестали осуществлять свою деятельность уже несколько лет назад, — рассказал корреспонденту Pravda. ru вице-президент Ассоциации туроператоров России, эксперт по транспорту Дмитрий Горин. - Они, может быть, слишком рано вышли на рынок, когда не было еще не то чтобы спроса (спрос на дешевую перевозку есть всегда), но не было экономической модели. Их коммерческая модель была сделана с ошибками. И они акционерам были экономически невыгодны, поэтому эти компании прекратили свою деятельность".

При этом эксперт рассказал, что в России все же есть дешевые билеты на самолеты, которые продают крупные авиакомпании по лоукост-тарифам. К примеру, тариф "дисконт" есть у "Трансаэро" и у "Аэрофлота".

Читайте также: Олимпиада вывела авиацию из штопора

"Тариф практически идет по цене лоукостера, около 3 тысяч рублей стоит билет по тем направлениям, по которым у других стоит дороже. Поэтому просто отмена питания, отмена багажа, введение платы за багаж, сокращение шага кресел в самолете — за это все в классическом лоукосте надо доплачивать, — поясняет Дмитрий Горин, подчеркивая, что уже весной на российском рынке появится классический лоукостер "Добролет". — Планы очень серьезные, они хотят в перспективе обзавестись 45 самолетами, начнется это с двух самолетов, а дальше компания будет расти. Она будет продаваться и в интернете, и у агентов, то есть везде ее можно будет купить. Надеемся, что на 20 — 40 процентов как минимум этот тариф будет дешевле за счет опций, на которых можно будет сэкономить".

Собственно, компанию "Добролет" не следует причислять к классическим лоукостерам из стран Европы и США, поскольку она является дочерним предприятием крупнейшего российского перевозчика, "Аэрофлота", не собирающегося покидать премиальный сегмент. И как пояснил корреспонденту Pravda. ru руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, запуск "Добролета" напрямую связан с изменением нормативно-правового указа, над чем сейчас работают законотворцы.

"Именно эти изменения должны дать возможность авиакомпаниям, может и незначительно, но сократить уровень издержек, что позволит частью экономии поделиться с пассажирами и за счет этого предложить своим клиентам более привлекательные тарифы, — уверен Пантелеев. — Говорить о том, что реализация бизнес-модели лоукост без этого пакета нормативно-правовых изменений невозможна, наверное, нельзя. Потому что, пожалуй, ключевым фактором экономии является экономия на масштабе, то есть если авиаперевозчик обслуживает несколько десятков миллионов пассажиров в год, то его постоянные издержки распространяются на очень большое количество клиентов и их влияние на величину издержек, и отчасти давление на тариф снижается".

Читайте также: На чем теперь будет летать президент?

При этом эксперт считает, что ожидать скорого выхода на российский рынок лоукостеров преждевременно, и лучше дождаться момента, когда документ будет окончательно принят. Напомним, что на пути появления в РФ лоукост-сегмента стоят такие преграды, как недостаточное число аэропортов в стране, неразвитая повсеместно электронная и техническая инфраструктура, которая помогает, к примеру, зарубежным авиакомпаниям экономить на сотрудниках. Еще одной причиной называют высокие требования самих россиян, которые пользуются услугами авиакомпаний и желают получать самый лучший сервис.

Впрочем осмелюсь предположить, что предпочтения россиян могут измениться, если им будет предложена альтернатива дорогостоящим билетам, гарантирующим комфортный перелет, в виде дешевых невозвратных билетов от бюджетных авиакомпаний. И, может быть, тогда число авиапассажиров в России приблизится к количеству летающих на самолетах американцев и европейцев.

Читайте также: За халатность в воздухе мы платим жизнями

"Сегодня вся гражданская авиация нашей страны перевозит меньше пассажиров, чем крупнейшие авиакомпании, допустим, США, или же ведущая компания ЕС, то есть это цифры сопоставимые, одного масштаба", — считает Олег Пантелеев, по словам которого принципиально важным вопросом для развития лоукост-авиаперевозчиков является постоянное совершенствование как нормативно-правовой базы, так и внедрение самых передовых технологий в сами авиакомпании, что увеличит их конкурентоспособность в сравнении с зарубежными коллегами.

 

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *