Самые громкие случаи вандализма по отношению к произведениям искусства

Вандализм: разбитые вазы и зацелованные картины

51-летний художник из американского штата Флорида Максимо Каминеро намеренно разбил вазу работы современного китайского художника Ай Вэйвэя стоимостью в миллион долларов на выставке в открывшемся недавно Художественном музее имени Переса в Майами. Прибывшим на место происшествия полицейским Каминеро гордо заявил, что разбил вазу в знак протеста против… недостатка работ местных художников в этом музее. Максимальное наказание вандалу, по законам штата, составляет пять лет лишения свободы.

Как пишет Guardian, художник просто-напросто подошел к напольным вазам работы Ай Вэйвэя и взял одну из них в руки. Охрана музея тут же потребовала, чтобы он поставил вазу на пол, однако "бунтующий" вандал в ответ швырнул ее под ноги и, естественно, разбил вдребезги.

Реставрировать вазу не представляется возможным. Интересно, что о художественных талантах Максимо Каминеро было раньше не очень-то и слышно. Но сейчас его имя наперебой повторяется ведущими информагентствами. Ну, хоть так невезучий художник в конце концов прославился…

Парадоксально, но вандалы, которые портят предметы искусства, чаще всего преследуют именно эту цель -- прославиться. На втором месте стоит такая мотивация: месть за что-либо. Ну и на третьем месте среди мотиваций вандалов, прилюдно уничтожающих или портящих предметы искусства, — протест. Максимо Каминеро достиг сразу трех этих целей: и стал "знаменитым", и отомстил руководству нового музея за то, что его работы не были приняты в экспозицию, ну и протест как-никак выразил.

Вообще, историческое толкование слова "вандализм" — дикий, беспощадный грабеж, варварство. Это значение связано с историей возникновения этого термина, которое восходит к восточно-германскому племени вандалов, действительно разграбивших Рим в июне 455 года.

Тогда захватчики забрали из Рима большое количество драгоценностей и произведений искусства, а также увезли тысячи пленников с целью получения выкупа. В хрониках отсутствуют упоминания о каких-то особенных бедствиях вечного города, но римскому папе Льву I современники ставили в заслугу спасение жителей города от полного уничтожения.

Ну, а появление термина вандализм относится ко времени Великой французской революции — впервые термин в современном значении использован членом конвенции Генеральных Штатов аббатом Анри Грегуаром в 1794 году, когда он выступил с "Докладом о разрушениях, творимых вандализмом, и средствах их предотвращения", призывая самым суровым образом пресекать уничтожение памятников искусства, причем Грегуар имел в виду прежде всего действия армии молодой Французской республики.

А в XIX веке слово "вандализм" уже прочно вошло в употребление как обозначение бессмысленного разрушения или порчи произведений искусства, памятников архитектуры, культуры… Например, в 1880-е годы картины Верещагина "Святое семейство" и "Воскресение Христово", благодаря своей неоднозначности запрещенные в Российской империи, экспонировались в Вене и вызвали возмущение католиков. Один из фанатиков-монахов облил картины кислотой.

Судебные психиатры и психологи в один голос утверждают, что нанесение повреждений полотнам, висящим в художественных галереях (ножом, кислотой и т. д.), а также статуям является верным признаком психического расстройства. Как правило, таких преступников незамедлительно задерживают — чаще всего они и не думают вообще скрываться.

В 1985 году картину Рембрандта "Даная" в Эрмитаже облил кислотой, а затем еще и порезал литовец Бронюс Майгис. Он объяснил свой поступок политическими мотивами, был признан невменяемым и провел шесть лет в психиатрической лечебнице.

Читайте также: Шедевры и вандалы — кто кого?

А в 1988 году три картины Дюрера облил кислотой бездомный Ханс-Йоахим Больманн, протестовавший против своего муниципалитета. Он даже получил прозвище Кислотный террорист, в общей сложности облив кислотой 56 произведений живописи и графики. В 1988 году, после своего освобождения из тюрьмы, где он провел пять месяцев, Больманн совершил акты вандализма по отношению еще к трем картинам в Мюнхене. После второго приговора в 1990-м он был отправлен в психиатрическую лечебницу в Гамбурге.

Но не только кислоту используют вандалы от искусства. Одно из самых шумных дореволюционных преступлений этого рода: в 1913 году картина Репина "Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года" пострадала от ножа старообрядца-иконописца по имени Абрам Абрамович Балашов. Он нанес три удара ножом по лицам изображенных c криком: "Довольно крови! Долой кровь!" Вандал был помещен в дом душевнобольных.

В 1975 году картина "Ночной дозор" Рембрандта был порезана ножом безработным учителем Вильгельмом фон Райком (на следующий год он покончил с собой). В 1987 году картина американского абстракциониста Барнетта Ньюмана "Кто боится красного, желтого и голубого III" была также порезана ножом. Отбыв срок в тюрьме, преступник вышел на свободу, отправился прямиком в музей и… порезал еще одну картину Ньюмана!

В 1972 году знаменитая статуя Микеланджело "Пьета" была серьезно повреждена, когда душевнобольной Лазло Тот ударил ее геологическим молотком со словами: "Я — Иисус Христос, восставший из мертвых!" Преступник провел два года в итальянской больнице для душевнобольных, после чего был депортирован на родину в Австрию.

В 1974 году легендарная "Герника" Пикассо во время экспонирования в США была облита красной краской Тони Шафрази, который якобы протестовал против помилования президентом Ричардом Никсоном лейтенанта Уильяма Колли за массовое убийство во вьетнамской деревушке Сонгми.

В 1997 году картина Малевича "Супрематизм" была изуродована русским художником Александром Бренером, который нарисовал на ней знак доллара. Получил вандал пять месяцев тюремного заключения. В 2006 году полотно художницы-абстракционистки Хелен Франкенталер (оценивается примерно в полтора миллиона долларов) пострадало во время школьной экскурсии — школьник прилепил на нее жвачку, на картине осталось пятно величиной с монету.

Но не всегда вандалами становятся целенаправленно, бывают и случайности. Так, в 2006 году посетитель музея Фицуильяма в британском Кембридже нечаянно разбил сервиз из трех китайских ваз династии Цин, наступив на… развязавшийся шнурок собственного ботинка. Упал он аккурат на бесценные вазы.

А художница Ринди Сэм, родившаяся в Камбодже, была оштрафована в 2007 году за то, что… поцеловала и оставила следы помады на картине Сая Твомбли, выставлявшейся в выставочной галерее Авиньона во Франции. Суд обязал ее выплатить компенсацию владельцу картины в размере 1500 евро, а также 500 евро галерее, где это произведение искусства выставлялось. Кроме того, символическую компенсацию в размере в один евро получил автор полотна…

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить