Эксперт: И Украину, и Венесуэлу могут спасти реформы, которых требует умеренная оппозиция

Сводки событий из Венесуэлы напоминают Майдан: двое погибших, 23 раненых во время столкновений студентов с полицией. Демонстрация была организована так называемым Voluntad Popular — оппозицией, которая ставит своей целью "мирное смещение Мадуро". Митингующие студенты были в масках, забрасывали полицию камнями. Как и на Украине, оппозиция призывает к досрочным выборам, а Мадуро называет эти выступления попыткой государственного переворота.

Независимый эксперт по странам Латинской Америке Михаил Белят рассказал Pravda.Ru о том, какие общие черты есть у венесуэльского и украинского протестного движений.

Как вы считаете, можно ли сравнивать события на Украине и в Венесуэле?

Дело в том, что уже это доказано на примере сравнения египетских событий на площади Тахрир, событий в Сербии и так далее. Сейчас идут события на Украине, что-то похожее находили и в событиях ливийских и сирийских — есть некая общая схема, которая работает, причем работает, как мы видим, достаточно эффективно, это схема по смене существующих правительств.

Очень трудно сказать кто за, кто против, в Венесуэле ситуация очень похожа на украинскую, потому что и там общество расколото практически пополам, 50/50. Когда Мадуро стал президентом, он обошел своего соперника Энрике Каприлиса, лидера объединенной оппозиции, всего на один с небольшим процент голосов, это в цифровом выражении где-то 220-250 тысяч избирателей. И разделились голоса приблизительно таким образом — где-то 49 процентов с лишним за Каприлиса, и где-то 50 процентов с лишним за Мадуро. Таким образом, и там общество расколото пополам, 50/50.

Такую же картину мы видим на Украине, там 47 процентов поддерживают Майдан, а 46 процентов выступают против, приблизительно тоже самое. Поэтому и идут в ход радикальные методы, применяются камни, коктейли Молотова — пока в Венесуэле коктейли Молотова не использовали, но я уверен, что если ситуация не изменится, то будет и это — нападения на полицию и так далее, то есть схема будет повторяться.

Можно ли сказать, что действующая власть в этих странах обречена?

Что значит обречена? Янукович пока не обречен, да и Мадуро, как бы то ни было, как бы кто чего не говорил, это законная власть, легитимная власть. Я совершенно согласен с его оценкой, что это попытка государственного переворота, точно такая же попытка предпринимается сейчас и на Украине, это тоже попытка государственного переворота, и так ее квалифицировали там, кстати, сказать.

Вы знаете, мне бы никогда не хотелось быть на его месте, а уж тем более размышлять, что сейчас надо делать, что бы остаться у власти. Мне кажется, что есть путь все-таки политических переговоров, путь реформ, который позволяет услышать мнение людей, потому что не все 49 процентов, которые поддерживают оппозицию в Венесуэле, они настроены прямо резко, конфронтационно против Мадуро.

Читайте также: Пожар Майдана перекинулся на Венесуэлу

Нет, там есть очень много нормальных, сдержанных и вполне адекватных людей, которые просто хотят быть услышанными, хотят, чтобы были какие-то реформы, чтобы произошли какие-то изменения в обществе. Вот если он будет способен услышать, тогда вопрос о его смещении с поста президента должен отпасть сам собой, потому что президент — это фигура для всего общества, это отец всей страны, а не отец радикалов или отец оппозиции. Фигура президента, по идее, должна стоять над всем над этим, и президент обязан по своей должности прислушиваться к мнению и тех и других. Если Мадуро найдет в себе силы и способности к тому, чтобы услышать нормальные и разумные требования оппозиции, то никаких вопросов больше не будет, на мой взгляд.

 

 

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить