Эксперт: РУСАЛ у нас можно записать в герои

Эксперт: Кризис в металлургии – понятие условное

Зам председателя комитета ТПП по металлургии Евгений Брагин рассказал "Правде.Ру", как страна может преодолеть кризис в отрасли.

— В чем причина кризиса российской металлургии: некие внешние причины или ошибки менеджмента предприятий?

— Кризис — понятие условное. Возникновение и исчезновение предприятий, какие-то отдельные проблемы могут возникать по разным причинам и вне кризиса. В ситуации с Мечелом и РУСАЛом большую роль играют чрезвычайно низкие цены. Цены на алюминий упали из-за мирового перепроизводства металла. В этих условиях корпорации тяжело справляться с ситуацией, но пока они живы и как-то с этим делом справляются. Что касается Мечела, то здесь тоже есть свои особенности.

Кроме того, у РУСАЛа и Мечела есть такая проблема, как старые, очень неэффективные заводы. РУСАЛ сейчас их останавливает и закрывает. На одном из заседаний прозвучала цифра, что реальная себестоимость производства алюминия на старом алюминиевом заводе составляла последнее время до 5 000 долларов за тонну при цене 1700 рыночной.

Время старых заводов закончилось. Современные заводы РУСАЛа имеют мощности, измеряемые сотнями тысяч тонн, а старые заводы — десятками тысяч тонн. Они запускают новые заводы в Сибири, строят там, где дешевле электроэнергия, где можно создавать большие рентабельные производства. Это нормальная логика, действующая во всем мире, и в данном случае, я думаю, РУСАЛ у нас можно записать в герои.

— Какие есть пути выхода? Может быть, пригодится пример Китая, которому удалось поднять свои металлургические предприятия вопреки падению мировых цен?

— Китаю удалось поднять свои металлургические предприятия за счет проведения индустриализации. Возник гигантский спрос, и для его удовлетворения стало возможным построение заводов больших мощностей. Ровно тот же процесс происходил в СССР почти 100 лет назад, в 30 е-50 е годы.

Но в эту реку нельзя войти дважды, один раз индустриализация у нас прошла, мы создали эту инфраструктуру — все. Не говоря уже о том, что у Китая есть и гигантское население, и совсем другая демографическая структура, рабочие руки, внутренний рынок, спрос. С Китаем сравнивать тяжело.

— Если говорить о преодолении кризиса в металлургии, об улучшении ситуации в отрасли?

— Все упирается в спрос. На сегодняшний день внутренний спрос на металлы в России по-прежнему очень низкий. Например, у нас потребление меди на душу населения 3-4 килограмма в год, это очень мало, потому что в развитых странах в 2-2,5 раза больше.

Это говорит о том, что у нас отсутствует следующий передел: обработка, машиностроение, производство конечной продукции. Если этого производства нет, то что могут сделать металлурги? Они могут производить продукцию, но ее никто не покупает не потому, что у нас продукция плохая, а потому что внутри страны на следующих переделах спроса на нее нет.

Как решить эту проблему?

Пожалуй, ответить на этот вопрос смогут лишь на уровне правительства России. Изменить ситуацию достаточно сложно. После распада СССР мы свои мировые рынки в Латинской Америке, в Африке отдали КНР. Когда-то давно были разговоры о том, что вот мы, например, Эквадору бесплатно трактора даем, какие мы неумные, какие эквадорцы нехорошие! Но ведь не бесплатно отдавали. Советская модель была не идеальна, но идея экономики заключалась в том, чтобы иметь расширенный рынок готовой продукции. Чтобы здесь работал тракторостроительный завод, и человек мог трудиться на нем. По факту мы эту игру проиграли, и сейчас на бывших наших рынках — КНР.

— А вновь повторить знаменитый индустриальный рывок СССР уже не выйдет?

— Если мы хотим сейчас повторить упражнение, то где мы возьмем рынок? Современная ситуация должна характеризоваться ответом именно на этот вопрос. Если мы знаем, где есть рынок и понимаем, как туда прийти, как предложить продукцию лучше, чем у конкурентов, — тогда можно модернизировать. Абстрактно осовременить производство нельзя, надо знать, что вы делаете.

— Поставки на внутренний рынок для металлургических компаний более выгодны. Наша компания УГМК прежде всего загружает продукцию на внутренний рынок. Все, что может купить внутренний рынок, мы с удовольствием продаем, мы производим для того, чтобы загружать мощности, давать людям работу, платить зарплату и налоги. А все, что не может купить внутренний рынок, мы вынуждены экспортировать.

В ситуации, когда это не получается, как у того же РУСАЛа, когда продукция оказывается слишком дорогой по себестоимости, никакого другого выбора не остается. Вопрос не в персонале корпорации, не в персональном руководстве, кого угодно поставьте, даже если мы с вами туда придем, возьмем калькулятор, посчитаем, мы получим то же самое.

Читайте также: Сибирь — донор сырья или центр мира?

Инвесторы в России видят только газ?

Чем обернется введение оплаты за резервную мощность: Мнение эксперта