Евросоюз не сможет обойтись без мигрантов, считает эксперт

Мнение: Мигранты не нравятся ЕС, но без них не обойтись

Кандидат политнаук, доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули в интервью "Правде.Ру" прокомментировал решение большинства жителей Швейцарии ограничить миграцию с Евросоюзом.

В ходе референдума более 50 процентов швейцарцев поддержали предложение вернуться к системе квот для мигрантов, для рабочей силы из стран Европейского союза. За идею проголосовали все правые силы Европы.

Например, Марин Ле Пен сказала, что это победа швейцарского народа против своих элит и техноструктур Европейского союза. Не показывает ли референдум общее настроение в ЕС? Ведь только в Швейцарии любят проводить референдумы по любому поводу.

— Швейцария не входит в ЕС и поэтому формально те результаты, которые показывают швейцарские референдумы, не могут считаться достаточно значимыми и релевантными для настроений в странах ЕС. В целом, по своему ценностному ряду, по своим социально-экономическим параметрам, конечно же, близка к ведущим странам ЕС.

Поэтому можно считать, что те настроения, которые в настоящий момент господствуют в Швейцарии, так или иначе коррелируют с настроениями, господствующими в большей части европейских стран. В этом смысле швейцарцы, которые действительно имеют развитую культуру местных и не местных референдумов, чаще могут сформулировать прямое изъявление и высказать свое настроение, нежели жители других европейских стран.

В целом эти показатели естественны, потому что эмиграционный поток приводит к очень большому напряжению в социально-экономической сфере, в политической и в культурной. Швейцарцы, которые всегда отличались повышенным обостренным желанием сохранить свою идентичность и остаться в добровольной изоляции, в большей степени, чем другие страны готовы выразить соответствующие, может быть, достаточно радикальные мнения.

Поэтому этот тренд поддерживается правыми партиями, в первую очередь, крайне правыми партиями Европы. Это тренд, который данные партии надеются видеть и в своих странах.

Другой вопрос, что в этих странах он не будет выражен путем референдумов. Он будет выражен скорее путем победы крайне правых партий, усилением их присутствия в парламенте, победы их в Европарламенте. Собственно, в мае планируются выборы в Европарламент, и именно на этих выборах станет понятно, насколько сильна в Европе крайне правая идея. Сейчас считается, что она на подъеме.

Почему ЕС так упорно поддерживает то, что не одобряют жители этих стран?

— Дело в том, что население видит ситуацию из окна собственного дома, на улице и так далее. Если посмотреть на ситуацию в целом, для того, чтобы ЕС продолжил свой экономический рост, нужны мигранты, даже в этой ситуации, когда миграционный бум превысил все возможные пределы. Мигранты не нравятся ЕС, но без них не обойтись. Поэтому ЕС вынужден, с одной стороны, импортировать эмигрантов, а с другой — приучать своих граждан и эмигрантов к совместному существованию.

Кроме того, что это экономическая потребность, есть определенный ценностный режим, основы, на которых ЕС создавался и существует уже 60 лет без воин. Основа эта — подчеркнутая культура консенсуса, культура примирения, толерантности и терпимости. Если давать фору крайним правым, то этой культурой терпимости можно пожертвовать, а ЕС в силу инстинкта самосохранения не готов это сделать.

Председатель европейского парламента Мартин Шульц сказал: "Я боюсь, что "да" в Швейцарии означает возвращение к прениям по свободному передвижению лиц в ЕС". Может ли произойти возврат?

— Они вернутся к этим прениям в том случае, если крайне правые партии получат достаточное присутствие в значительном количестве европейских парламентов. Но поскольку мы не ожидаем чрезмерного их присутствия, даже если они победят на ближайших выборах в своей стране. Максимум того, что они могут добиться в единичных странах, это порядка 28-30процентов голосов.

Все остальное поле заведомо будет занято их противниками. В среднем процент голосов, который отдается крайне правым, колеблется от двух до 12-15. То есть 30 процентами могут похвастаться 2-3 страны из 28, входящих в ЕС.

В целом, хорошо, если там будут присутствовать на уровне 8-12 процентов, это приличное присутствие, если учесть, что это крайне правая сила. Но они не могут навязать какое-либо решение.

Напомним, ранее по этой теме в интервью "Правде.Ру" высказался заведующий отделом страновых исследований Института Европы РАН Владислав Белов.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить