Борис Кагарлицкий: Украина прекрасно может жить в состоянии хаоса

Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий рассказал "Правде.Ру", почему запад и восток Украины по разному реагируют на происходящие в стране события, и стоит ждать ли раскола.

Почему жители юго-востока Украины ведут себя пассивно, не противодействуют сторонникам конфликта?

— Преставления о том, что борьба на Украине идет между западом и востоком, между русскоязычными и украиноязычными — абсолютно ложные и не соответствуют действительному положению дел. Одним из эпицентров протеста был Киев с русскоязычным населением. В западной Украине далеко не так единодушно поддерживают националистов, как принято думать в Москве.

Надо учитывать, что в действительности различия между областями Украины очень велики даже в пределах больших регионов. Если взять запад, восток и юг, то Одесса абсолютно не похожа на Крым, Харьков радикально отличается от Сумской области или от Луганской. В этом смысле говорить о конфронтации востока и запада Украины — это некий московский миф, который вызывает недоумение на Украине.

Подавляющее большинство населения Украины и на западе, и на востоке крайне негативно относится как к правительству, так и к оппозиции. Именно это объясняет сложившуюся ситуацию. Относительный перевес оппозиции связан с тем, что в Киеве очень большая часть населения считает правительство большим злом, чем оппозицию. Поэтому они поддерживают Майдан, готовы присоединиться к акциям протеста, не очень задумываясь об идеологических и прочих установках оппозиционеров.

Но, например, в Харьковской, Донецкой, или Днепропетровской областях настроения другие. Но неприязнь к радикальной оппозиции отнюдь не означает доверие или симпатии к Януковичу. И это как раз является причиной подобного поведения граждан восточной Украины. Они против оппозиции, как и значительная часть граждан на западе, но они не готовы идти и подставлять свои головы под удары дубинками, палками и камнями ради правительства. Граждане востока страны воздерживаются от участия в этих событиях.

Другой вопрос: если будут выборы, то они могут дать очень неожиданный для оппозиции и неприятный результат. При голосовании оппозиция может собрать существенно меньше голосов, чем может казаться, если смотреть на события через телекамеры или через Майдан. Вдруг выяснится, что молчаливое большинство их не поддерживает, причем не только на востоке Украины, но и по всей стране. Потому что, например, во многих городах западной Украины, где бандеровская партия "Свобода" либо уже находится у власти, либо имеет серьезные позиции в муниципалитетах, там идут серьезные скандалы: многие представители партии проворовались, и как раз на западе ее популярность существенно снижается.

Это очень любопытная тенденция сейчас для Украины, что позиции националистов укрепляются на востоке страны и слабеют на западе. На западе в них разочаровывается все больше людей, в то время как на востоке люди разочаровались в Януковиче, в Партии регионов, и соответственно, на этом фоне националистам удается занять некоторые позиции, добиться некоторых успехов и войти в этот регион.

Другими словами, происходит некое разложение границ, разрушение их между западом и востоком. Но при этом увеличиваются разрывы между областями. Сейчас мы это очень четко видим по ситуации, по тому, как разворачиваются события. Например, в Ужгороде не только не позволили украинским националистам захватить администрацию, но заблокировали перевалы, чтобы не пропустить автобусы с украинскими националистами в Закарпатье. Фактически, это ситуация распада страны на областные самоуправляющиеся или, по крайней мере, самостоятельные территории.

Нет ли опасности раскола Украины?

— Это абсолютно московский миф — по поводу раскола западной и восточной Украины. И это, конечно, мечта российских политологов и идеологов, которые очень плохо себе представляют реальное положение на местах. Которые, возможно, никогда не были на Украине или, по крайне мере, не были за пределами киевских отелей. Украина сейчас не раскалывается, а разваливается на много мелких кусков, вот что происходит в действительности. Это вполне реальная перспектива и, как не парадоксально звучит, наилучшая. Если страна не расколется, а именно рассыпается, то так она сможет сохранить некоторый мир и относительное спокойствие в условиях беспорядка.

Как в свое время распалась Югославия?

— Нет, Югославия разделилась на враждующие этнические государства, которые сразу начали воевать друг с другом. А Украина рассыпается на маленькие кусочки, которые будут друг друга игнорировать. Будет одно государство, но в каждой области будет свой правитель, которому будет плевать на всех остальных правителей во всех остальных областях.

Украина всегда так жила. Всякий раз, когда Украина избавлялась от внешнего управления, она тут же рассыпалась на множество мелких громад, территорий, и так далее. В 17-м веке, еще до Богдана Хмельницкого, то есть под поляками на Украине был полный хаос. Когда Украина отделилась от Речи Посполитой, и восточная часть ушла под русского царя, пока Петр Первый не установил фактически прямое управление из Петербурга, там тоже был абсолютный хаос.

Множество гетманов, правителей формально были подданными московского царя, но в действительности каждый творил, что хотел. Все присягали Москве или Петербургу, но пока прямо не присылали чиновников из Петербурга на места, каждый правил своей территорий по собственному усмотрению. На Украине нет традиции централизованной государственности. Она прекрасно может жить в таком хаотичном состоянии.

Как должна вести себя Россия?

— Наблюдать за происходящим и стараться не дать себя втянуть в украинский хаос, поскольку выиграть там ничего нельзя, а проиграть можно и очень много.

А что вы думаете о самых последних новостях о ситуации и событиях на Украине? Что вы думаете о результатах референдума в Крыму?  Что будет с Крымом? Что будет с Украиной? Насколько реальна угроза войны за Крым? 

 

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *