Подростки рискуют ради вознаграждения чаще

Подростки падки на награды. Почему?

У каждого человека имеются нервные центры, отвечающие за мотивацию, связанную с похвалой и наградой. Но у подростков они особенно чувствительны. Этим объясняется то, что они чаще взрослых склонны рисковать ради вознаграждения. В этом недавно убедились Эмили Баркли-Левенсон и Адриана Гальван из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США).

Читайте также: Откуда у подростков разные страхи

Любой родитель скажет вам, что проще всего заставить чадо выполнить какое-нибудь задание, пообещав ему определенный бонус: "Уберешь в квартире — получишь деньги на мороженое", "Станешь хорошо себя вести — запишу тебя в бассейн", "Будешь каждый день мыть за собой посуду — заведем собаку", "Закончишь отлично полугодие — куплю тебе навороченный смартфон", "Сдашь успешно экзамены в институт — поедем отдыхать за границу по турпутевке".

Правда, ранее психологи предполагали, что тинейджеров интересуют по большей части деньги. Ведь именно на них можно купить и мороженое, и абонемент в бассейн, и собаку, и смартфон, и путевку за границу… Поскольку у подростков нет постоянной работы и мало собственных денег, они должны быть заинтересованы в таких "заработках", чтобы получить вожделенные вещи. Отсюда и повышенный интерес к игровым автоматам: ведь именно школьники склонны просаживать на них все карманные деньги.

Исследователи из Калифорнийского университета решили проверить данную теорию на практике. Они собрали команду добровольцев, куда входили 19 взрослых и 22 подростка, и предложили им поиграть в игру. В ее ходе надо было делать ставки на тот или иной вариант, который выпадал с вероятностью 50 на 50. Всем участникам выдали одинаковый "стартовый капитал". Величину ставок определяли сами испытуемые, и игра продолжалась, пока у них хватало денег на ставки. При этом сумма конечного выигрыша не могла быть более 20 долларов. Получалось, что собственно денежный интерес тут невелик: главное — выиграть в принципе.

Во время игры мозг ее участников сканировали при помощи магнитно-резонансной томографии. Ученых интересовало, что происходит с полосатым телом и прочими "центрами вознаграждения". Наблюдения подтвердили, что эти центры у тинейджеров действительно реагируют на награду куда активнее, чем у взрослых. Также подростки делали более высокие ставки в расчете на выигрыш.

По словам специалистов, в процессе формирования личности, когда подростки еще сильно зависят от социума, тяга к награде является сильной. К тому же, она помогает обретению социальных навыков. Школьники соревнуются между собой, стремясь получать хорошие отметки, почетные грамоты и призы за различные достижения. Причем очень часто эти призы сами по себе не имеют особой ценности — они только символ успеха.

С возрастом мозг "перестраивается", и различные системы поощрения начинают играть роль лишь тогда, когда за ними стоят какие-то реальные бонусы типа зачисления в вуз или аспирантуру, премии, карьерного роста или стажировки в престижной компании. Просто благодарность или почетная грамота, не подкрепленные никакими "вещественными" призами, больше не являются для нас той целью, к которой стоит стремиться.

И по сей день психологи ведут дискуссии по поводу того, следует ли поощрять детей и подростков за выполнение родительских просьб. Дело в том, что порой доходит до крайности и родителям приходится устанавливать для чада "таксу", скажем, за помощь по дому, отличные оценки в школе или успехи в спорте. В итоге у тинейджера складывается представление о том, что он делает те или иные вещи исключительно для взрослых, а не для себя самого. Если же "товарно-денежные" отношения прекращаются, он может просто забросить тот или иной вид деятельности, перестать стараться в учебе, ходить в секции и т.д.

Читайте также: Видеоигры делают нас многозадачными

Возможно, следует подбирать для этого иные мотиваторы, не злоупотребляя системой "наград". Ведь подросток не дрессированная собака! В то же время, рассуждают психологи, необходимо хвалить детей за хорошие поступки и выполненные задания. Можно поощрять их и задним числом, например, купив сыну или дочери подарок или сделав что-то приятное, если они вас чем-то порадовали… Полное отсутствие подобной мотивации вряд ли пойдет им на пользу: не будете хвалить и "награждать" — рано или поздно у подростка пропадет охота стараться впустую.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Ирина Шлионская
Ирина Шлионская — автор Правды.Ру
Обсудить