МТС: борьба за бренд важнее качества?

В погоне за индивидуальностью бренда предприниматели нередко перегибают палку и выдвигают свои права на свободные по определению вещи. Так, компания "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) подала заявку в Роспатент с намерением "застолбить" за собой право на использование красного цвета на российском рынке телекоммуникационных услуг. Юристы недоумевают…

Ранее в попытках зарегистрировать цвет в качестве товарного знака уже были замечены "Газпром" и "Сбербанк", претендовавшие на голубой и зеленый цвет соответственно. Правда, компании не собирались подгрести под свой бренд все цвета полностью, а лишь их оттенки по цветовой шкале Pantone. И, кстати, заявки эти до сих пор находятся в Роспатенте, ожидая рассмотрения, что вполне может означать возможность положительного для компаний исхода. Вероятно, если бы в действиях газового и банковского гигантов работники Роспатента увидели нечто "из ряда вон", то заявки были бы уже отклонены. И не решился бы тогда МТС присвоить красный цвет для своего бренда, тем самым лишив возможности другие компании из сферы телекоммуникаций использовать этот цвет в своем логотипе.

Однако история сложилась иначе. Свое намерение представители члена "большой тройки мобильных операторов" объяснили результатами всероссийского социологического опроса, который показал, что у большей части респондентов красный цвет ассоциируется с компанией МТС. Однако в этом же сегменте трудятся такие компании, как "Акадо", "ЭР-Телеком" (бренд "Дом.ру") и ТТК, у которых в логотипах также присутствует вышеназванный цвет. Как отразится на них намерение МТС, довольно любопытно. Стоит ли ожидать от Роспатента положительного решения этого вопроса и можно ли законодательно "застолбить" за собой цвет бренда, "Правда.Ру" узнала у адвоката Владимира Хроменко.

"Я думаю, им откажут, потому что здесь пахнет монополизмом. Они с таким же успехом на всю радугу, на все семь цветов могут подать и сказать, что мы радугу только на рынке коммуникационных услуг хотим за собой закрепить, — в шутку замечает адвокат, — То есть тут Роспатент откажет, не надо даже и думать, в любом случае. Потому что понятно, что здесь немножко товарищи перемудрили".

По замечанию Владимира Хроменко, чтобы добиться своей цели представители МТС должны сильно постараться обосновать, почему они красный цвет хотят сделать только своим на рынке телекоммуникаций. "Я думаю, то надо им (МТС-прим.ред) придумать свое какое-то изображение с использованием всех цветов, которые у нас есть в цветовом сегменте, которые видит человеческий глаз. Я думаю, что они если бы постарались, наняли нормальную дизайнерскую студию, они бы это сделали. Талантливых художников много. А просто взять красный цвет и сказать "он только наш", — вряд ли Роспатент на это пойдет. Все-таки это за гранью здравого смысла", — замечает адвокат, подчеркивая, что Роспатент создан как раз для того, чтобы от имени государства ограничивать амбиции таких игроков на рынке.

При этом, по словам Хроменко, если цепная реакция продолжится и крупные игроки российского рынка будут и далее делать попытки приватизировать цвета радуги, то россияне вообще рискуют оказаться "в черно-белом мире". А, меж тем, у большого бизнеса существуют и более серьезные проблемы, нежели охрана своего бренда от конкурентов.

"Лучше пусть думают, как выходить из оффшорных зон и платить налоги в российской юрисдикции. Вот им это больше полезно в "большой тройке" и в том числе МТС. Если тарифы в других странах минимальные, у нас все-таки высокие тарифы на сотовую связь, что ни говори. Потому что где по миру средняя стоимость минуты 2 цента, у нас явно больше стоимость. Поэтому, должны об этом думать", — заключает Владимир Хроменко.

"Роспатент должен сказать МТС, что они занимаются не тем, чем они должны заниматься, — также убеждена партнер Retail Training Group Елена Комкова.- МТС лучше уж думал бы о тех клиентах, которых они теряют; о том качестве связи, которое они обеспечивают; о тех дополнительных несогласованных услугах, которые они, также как и их коллеги по "большой тройке", без согласия подключают своим абонентам. Лучше бы не тратили деньги на глупости, которые никому не нужны, потому запатентует МТС красный цвет, не запатентует — никому от этого ни горячо, ни холодно не будет. А потраченные деньги, время и нервы, и в том числе наше с вами, никаким образом на качестве связи не отразятся".

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"    

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить