Неуставные отношения в армейских коллективах всего мира

Дедовщина - зло или издержки управления?

На днях в интернете появился видеоролик, на котором было запечатлено жестокое избиение старослужащими вооруженных сил КНР молодых солдат. Это видео наделало много шума и навело на мысли о том, что печальное явление, называемое в России дедовщина, — примета не только российских реалий. Да и осталась ли у нас дедовщина? Ведь служат всего один год.

"Только в романах встречается дешевая фраза о том, что дух не сломить. Я знал хороших людей, которые были способны лишь на одно — выть как звери. Сломить можно почти любое сопротивление. Для этого требуются только достаточно времени и случай".

Э.М. Ремарк

К сожалению, на протяжении долгих лет российская армия нагоняла ужас не только на потенциальных боевых противников, но в равной степени на родителей юношей призывного возраста. Надо сказать, что страх имел под собой основание: явление, известное в России как "дедовщина", было широко распространено в военных казармах. Особенному расцвету этого в российской армии поспособствовали разные факторы, в том числе исторические. Грешат, в частности, на реформу Брежнева: в 1968 году срок службы в советской армии бы сокращен с трех лет до двух в сухопутных войсках и до трех лет с четырех — на флоте.

Есть мнение, что именно эта мера спровоцировала расцвет неуставных отношений, при смене армейских поколений. Старшим, разумеется, было досадно, что уже отслужив год, демобилизоваться им придется одновременно с новобранцами, и это раздражение выливалось в систематические издевательства над молодыми солдатами. Говорят, что и недавнее сокращение сроков службы до одного года положение не очень-то улучшило: изменились временные отрезки, но не сама суть взаимоотношений. Еще винят советскую власть, которая во время послевоенной демографической ямы практиковала призыв людей с уголовным прошлым, привнесших в армейскую среду стереотипы тюремного поведения.

Читайте также: Кавказцы в армии: больше трех — уже ЧП?

Но все-таки в качестве основной причины называют то, что офицерский состав зачастую не просто игнорирует факты возникновения неофициальной иерархии в частях, но и использует ее, перекладывая часть собственных обязанностей на "дедов" со всеми вытекающими из этого последствиями. (Надо отметить, что подобная практика создает проблемы не только в армии, но и в учреждениях пенитенциарной системы, где, как известно, наибольшую жесткость проявляют даже не сами сотрудники, а привилегированные заключенные.)

Впрочем, проблема "дедовщины" есть не только в России. Большинство армий мира в той или иной степени страдает от аналогичных явлений. В США, к примеру, это называется "хейзинг". Широкую огласку получил случай, когда в 2009 году военнослужащий базы Кэмп-Виктори застрелил пятерых военнослужащих в ответ на издевательства. Долгое время в вооруженных силах Америки существовали отвратительные ритуалы. Один из них назывался "Нептун" и заключался в том, что при первом пересечении экватора моряков-новобранцев заставляли поедать отбросы, ползать по палубе, измазанной рвотными массами, а потом драить эту палубу. В 1998 году по причине вскрывшихся издевательств над молодыми солдатами в подчиненной ему дивизии был отправлен в отставку командир морской пехоты США.

В Германии расследование случаев издевательств над новобранцами со стороны старослужащих в 233-м горнострелковом батальоне бундесвера в Баварии послужило поводом для специального заседания парламентского комитета по обороне. Речь шла о зверских ритуалах, изобретенных старослужащими для новобранцев. Их заставляли есть сырую свиную печень до тех пор, пока у тех не начиналась рвота, закрывали их в металлических шкафах, заставляли ползать под стульями. Только после этих "испытаний" солдат мог считаться "настоящим стрелком"…

И это далеко не единственный случай издевательств в германской армии. Райнхольд Роббе, уполномоченный по делам военнослужащих в бундестаге, сообщал, к примеру, о жестоких обычаях, согласно которым молодых моряков подвергали издевательствам в первый день на корабле. Еще одна история случилась в 2010 году. На учебном паруснике Gorch Fock, упав с мачты, разбилась 25-летняя кадет Сара Лена Зеле. Ее смерть спровоцировала бунт кадетов. Оказалось, что офицеры заставляли подопечных подниматься на мачты, хотя на самом деле они имели право отказаться от этого. Кроме того, выяснилось, что офицеры допускали издевательства и сексуальные домогательства по отношению к своим подчиненным.

Что уж говорить, если даже в китайской армии, отбор в которую происходит на конкурсной основе и служба в которой считается делом почетным, и то обнаружились случаи избиений младших военнослужащих. На днях в интернете получил распространение видеоролик, в котором старшие солдаты избивают новобранцев. Упавших избиваемых заставляли подниматься, и экзекуция продолжалась: их били головами об стену, избивали палками, связывали. Это видео вызвало серьезный общественный резонанс даже за пределами Китая.

Одним словом, "дедовщина" пустила свои корни практически во всех армиях. Да что там в армиях! По большому счету, в любом замкнутом коллективе, собранном по принципу принуждения, так или иначе возникает негласная иерархия, поддерживаемая зачастую методами психологического и физического давления. Особенно это касается мужских коллективов — армия, тюрьма, закрытые учебные учреждения.

Они неизбежно формируют альтернативную иерархическую лестницу. Что бы не говорили о тюрьме, но там ситуация, как правило, проще, особенно если говорить о российских тюрьмах. Все-таки руководят уголовным миром не вчерашние школьники, а люди хотя и жестокие, но взрослые и проявления немотивированной агрессии в этой системе не поощряются. Хотя, конечно, за нарушение правил кары предусмотрены жесткие. Но эти правила хотя бы есть, и соблюдая их, можно легко избежать неприятностей. А беда армии в том, что даже "деды" — по большому-то счету, совсем еще юнцы, не имеющие никакого жизненного опыта, совсем еще незрелые люди, с несформированным мировоззрением, наделенные юношеской слепой агрессивностью. Это неизбежно усугубляет ситуацию.

Многие возлагали серьезные надежды на сокращение срока службы в российской армии. По идее, эта мера, помимо всего прочего, должна была нанести удар по "дедовщине". Оправдались ли эти ожидания?

На этот вопрос "Правде.Ру" ответил председатель президиума общественной организации "Офицеры России" Антон Цветков:

"Практически дедовщина исчезла, хотя эта мера принималась не только для борьбы с ней. Есть другая проблема, основанная на межнациональных отношениях, но это не дедовщина, в самостоятельное явление. Министерство обороны реагирует на эту проблему, стремится искоренить это".

Межнациональные проблемы, о которых говорит эксперт, касаются известного феномена, когда военнослужащие из кавказских республик консолидируются и начинают оказывать давление на остальных новобранцев. В связи с этим комитет Госдумы по обороне в 2009 году даже рекомендовал военкоматам формировать военные части так, чтобы в одной оказывалось не более трех-четырех призывников из кавказских республик. Однако эта проблема не выглядит столь глобальной, как дедовщина. Русские призывники имеют все возможности, чтобы не поддаваться такому давлению.

К сожалению, искоренить дедовщину подчистую, наверное, невозможно. Человек, оказавшись в тесном коллективе, часто начинает действовать в согласии с уже сформированными до него стереотипами поведения. И чаще всего эти поведенческие рельсы жестоки и бессмысленны. Бывает, конечно, что коллектив высвобождает из недр человеческой натуры лучшие ее качества, это бывает при осмысленном совместном труде, во время противостояния общей угрозе, например, на войне. Не стоит считать, будто все "деды", допускающие издевательства, — злодеи. Нет, просто они действуют по уже отлаженной схеме — к сожалению, большинство людей всегда плывет по течению. Травля практикуется не только в армии. Это начинается чуть ли не с детского сада… А что касается призывников, это как раз самый опасный возраст, когда еще не успела выветриться детская "непосредственная" жестокость, но уже появилась физическая сила.

Однако ее можно свести к минимуму, ликвидировать почву для возникновения трагических ситуаций, когда дело доходит до смертельных исходов и серьезных травм. Все страны с переменным успехом борются с этим явлением, и надо сказать, что на данный момент России все-таки удалось достичь некоторых успехов в этом деле.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Надежда Алексеева
Надежда Алексеева - журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить