Президент Лиги пациентов: Конституционное право на медицину все понимают по-разному

Президент Лиги пациентов: Нет единства в понимании конституционного права на медицину

Президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский в интервью "Правде.Ру" рассказал, как на сегодняшний день в стране реализуется конституционное право граждан на бесплатное здравоохранение.

Что оно из себя представляет?

— Лига пациентов, государство и минздрав по-разному понимаем конституционное право. Выражается это в том, что государство говорит о бесплатном гарантированном объеме медицинской помощи, а мы говорим о том, что медицинская помощь, как записано в Конституции, оказывается бесплатно гражданам именно в государственных и муниципальных учреждениях, то есть не в каком объеме, а где.

Потому что с точки зрения объема она должна быть достаточной, если она не достаточна, то она не нужна. Поэтому у нас есть расхождения в понимании конституционной нормы, что ведет к нарушению прав пациентов.

Возьмем, например, классический случай, когда девушке с с внематочной беременностью и воспалением трубы предлагают на выбор бесплатно лапаротомию (тяжелая плоскостная операция, после которой она вряд ли сможет рожать), беременеть, или лапароскопию, когда делается несколько проколов, без особых рисков, но за деньги.

Понятно, что девушка платит, а потом спрашивает "а чего это я заплатила?". Я полгода разбирался, почему она заплатила, причем минздрав был уверен, что она правомерно заплатила, а территориальный фонд ОМС утверждал, что неправомерно. Как пациенту и врачу разобраться в этой ситуации, если органы власти не могут решить, кто чего кому бесплатно. Из-за этого, я считаю, система здравоохранения у нас разрушается, потому что никто ничего не поймет.

Как вы оцениваете поэтапное укрупнение медучреждений, сокращение небольших больниц и поликлиник? Или напротив, лишает граждан медицинских услуг?

— По поводу модернизации все немного сложнее в том смысле, что, с одной стороны, действительно должно быть усиление амбулаторно-поликлинического звена и только после этого сокращение койко-мест в стационарах. У нас, насколько я наблюдаю, койко-места сокращаются, а усиление амбулаторно-поликлинического звена не происходит.

Сейчас напичкали учреждения здравоохранения серьезным оборудованием, а количество терапевтов не увеличилось, а может даже уменьшилось. Я считаю, что хорошо обеспеченный врач принесет больше пользы, чем врач с низкой зарплатой в здании из стекла и бетона с миллионом напичканным оборудованием. Понимаете, что у нас сейчас произошло?

Такая картина характерна для всех регионов?

— Нет. В Москве, например, средняя зарплата врача составляет 70 000 рублей. Однако есть нехватка терапевтов и избыток в стационарном звене. Москва пока не сбалансировала эти проблемы. Поэтому укрупнение возможно тогда, когда власть четко понимает, что не будет ухудшения доступности.

Все мы помним, как в Ярославле закрыли родовые отделения. Судя по всему, и сейчас женщинам нужно за 20 километров, ну летом это еще терпимо, а зимой по России 20 километров проехать без трактора иногда невозможно. Можно писать обращение в прокуратуру по поводу нарушения прав, если закрываются какие-то учреждения здравоохранения.

Говорят о том, что небольшие провинциальные больницы и роддома "неэффективны", потому что их услугами пользуется небольшое количество пациентов, это в основном касается сельской медицины. Уместно ли вообще использовать такую оценочную категорию, как эффективность, когда речь идет о здоровье и жизни людей?

— Эффективность в данной ситуации — понятие очень сложное, потому что у нас очень долго система здравоохранения оплачивала услуги, и даже выяснилось, что она платит не за услуги, а за запись об этих услугах, и обнаружилось от 30 до 60 процентов приписок в медицинских документах.

Государство вообще не понимало, сколько услуг оказывается в России и по какому поводу. А если платить за результат услуги, то получим другое искажение, диагноз будет придуман здоровому человеку, и доказать ничего не получится.

Если врачи этим не будут заниматься, то их будет заставлять руководство, главный врач, который заинтересован в получении доходов. Поэтому врачу можно платить только за труд. Также нужно стимулировать работу врача в зависимости от удовлетворенности пациента.

Читайте также:

Депутат Калашников: Конституционное право на медицину реализуется лишь частично

Эксперт: Надо развивать службы экстренной доставки пациентов

Родить нельзя погодить, или Оптимизация медицины

Все материалы по теме читайте здесь

Отказывали ли вам когда-нибудь врачи в медицинской помощи? Почему?

Обсудить