Соблюдается ли в России конституционное право на доступную медицину?

"Эффективное" умирание российской медицины

"Оптимизация" государственной медицины идет в России полным ходом: укрупняются медицинские учреждения, сокращается число больниц, поликлиник и роддомов. Есть уже факты, которые говорят о том, что качество медуслуг в стране падает. А что же у нас тогда получается с конституционным правом россиян на бесплатную и качественную медицинскую помощь?

Россия традиционно позиционирует себя как социально ориентированное государство. Эти аспекты закреплены в высшем нормативном правовом акте страны — в Конституции РФ. То, что каждый гражданин, независимо от его материального положения, имеет право на основные социальные гарантии. Та же статья 41 Конституции РФ гласит: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета".

А вот как это право реализуется на практике? Имеет ли каждый гражданин доступ к медицинским услугам, или же эти гарантии существуют только на бумаге?

В 2010 году в России стартовала программа по реогранизации системы здравоохранения. Фабула программы сводится к тому, что в медицине назрела необходимость в модернизации, внедрении новейших технологий и приведении российских стандартов лечения в соответствие с западными образцами. Звучит замечательно — кто же будет спорить с тем, что больницы необходимо оснащать самым современным медицинским оборудованием? Однако в этой бочке меда растворилась и ложка дегтя, которая нивелирует все благие начинания, а именно: дополнительного финансирования на эту модернизацию никто выделять не намерен.

Из этого следует, что "осовременивание" медицины (процесс крайне дорогостоящий) должно осуществляться за счет сокращения "издержек" уже действующей системы. Вероятно, именно с этим и связано повальное сокращение числа небольших сельских больниц, роддомов, сокращение штата поликлиник и урезание зарплат медицинского персонала. И если какие-то случаи такого сокращения вызвали широкий общественный резонанс, как, к примеру, ситуация с родильными домами в Ярославской обрасти, когда были даже случаи смертей рожениц и младенцев (при российских расстояниях и качестве транспортной связи добраться до крупных населенных пунктов — порой задача не из простых даже для здорового человека), то в большинстве случаев это происходит тихо. Просто людям больше негде лечиться — ну и что? Пусть, мол, ездят в города, там их ждут сверкающие новенькой техникой современные медицинские учреждения. Понятно, что специфика сельской жизни (ничтожные зарплаты, транспортные проблемы) просто не позволит большинству жителей глубинки ездить в эти центры.

Данные проблемы "Правде. Ру" прокомментировал врач-нейрохирург ЦЭЛТ, кандидат медицинских наук Андрей Ходневич:

"Есть много нюансов, которые люди, принимающие решения, просто не учитывают. Вот, например, что касается сельской медицины — для такой реорганизации, когда людям предлагают пользоваться услугами крупных больниц, должна быть очень хорошо организованная служба экстренной доставки пациентов — реанимобили, вертолеты, специализированные бригады — как в Москве, которые могли бы быстро доставлять пациентов в специализированные центры. Надо сказать, что на селе сейчас действительно не очень здравая ситуация, когда сидит один специалист, который лечит все, как во времена Чехова. С одной стороны это хорошо, но с другой — ведь сейчас уже век узких специалистов, они более эффективны. И вот эти качели нужно привести в более гармоничное состояние. Проблемы должны решаться в комплексе, а если мы возьмем что-то одно, скопируем с Запада лишь один элемент той системы, то это просто не будет работать. Повторяю, самое главное — чтобы параллельно с сокращением сельских больниц развивались службы экстренной доставки пациентов".

Ну так что, развивается такая служба? Приедет ли из регионального центра в глухое село современный реанимобиль за стариком, которого разбил инсульт? Нет, конечно. Никаких усилий в этом направлении даже не предпринимается — и это понятно: в условиях жесткой экономии у здравоохранения просто нет средств на такие траты.

"Правда. Ру" обратилась за комментарием к еще одному эксперту — председателю комитета ГД по охране здоровья Сергею Калашникову:

"Укрупнение учреждений здравоохранения и изменение его структуры прежде всего вызвано желанием сэкономить средства, сократить расходы на неэффективные структуры. Что же следует понимать под эффективностью? Если смотреть с позиций финансиста, то выделение средств на маленькие больницы, конечно, неэффективно. А вот если смотреть с позиций роженицы, которая вынуждена добираться до роддома после наступления схваток 300 км, то это, конечно, абсурд. Дело в том, что доступность медицинской помощи — это тоже критерий эффективности. Мне кажется, что все-таки задача здравоохранения — не экономия средств, а обеспечение населения доступным и качественными медицинскими услугами.

К сожалению, конституционное право россиян на медицину реализуется в России неполно: тот перечень гарантированных медицинских услуг, который сейчас есть, он явно недостаточен, это, во-первых. К тому же, сейчас пациент может попасть на диагностику и лечение только через направление терапевта, это, конечно, замедляет процесс лечения — а ведь часто промедление очень опасно. Никаких предпосылок к улучшению ситуации нет, она будет, наоборот, ухудшаться. Идея этой реорганизации родилась из желания сэкономить деньги — думаю, что тут повинен не минздрав, который теперь получает гораздо меньше средств, а минфин и правительство в целом".

К сожалению, стоит отметить, что сокращение системы здравоохранения началось давно. На специализированном сайте Единой межведомственной информационно- статистической системы http://fedstat.ru/indicator/data.do приведена совершенно официальная статистка, предназначенная для ведомственного использования. Сухие цифры говорят лучше всяких слов:

  • Обеспеченность больничными койками на 10 тысяч населения за период с 2005 по 2012 года снизилась с 98, 5 до 84, 1.

  • Число амбулаторно-поликлинических учреждений на территории РФ за тот же период сократилось с 7150 до 2718

  • Число больничных учреждений уменьшилось — с 8859 до 5268

  • Станций скорой медицинской помощи с 2005 по 2012 год тоже стало меньше — с 3277 до 2841

Получается, что сокращение медицинских учреждений началось еще задолго до реорганизации — просто она нанесла решительный удар по системе здравоохранения, ускорив этот процесс. Правительство решило экономить на здоровье граждан, других способов ужать расходы не нашлось. Конституцию-то никто не отменяет, зачем — проще превратить ее исполнение в формальность. На бумаге бесплатная медицина остается, да только вот беда — пользоваться ею становится все затруднительней, а порой и вовсе невозможно. Было бы еще как-то объяснимо, если бы страна падала в экономическую пропасть, переживала крупномасштабную войну или другие катаклизмы. Кажется, все более-менее благополучно. На этом фоне ситуация в сфере здравоохранения выглядит вдвойне странно.

Не стоит в таком случае даже говорить о демографическом росте: людям попросту страшно рожать детей, зная, что для этих детей нет ни больниц, ни детских садов. Страшно и за собственную старость — далеко не всем удастся отложить денег на частную медицину. Впрочем, в сельской местности ее и нет и вряд ли в обозримом будущем она появится — не тот уровень доходов у населения, чтобы лечится платно.

Автор Надежда Алексеева
Надежда Алексеева - журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить