Александр Рар: ЕС делает ошибку, не ведя диалог с Россией

Итоги первого дня саммита Восточного партнерства в Вильнюсе специально для "Правды.Ру" прокомментировал научный директор Германо-Российского Форума Александр Рар.

Президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что результаты встречи в Вильнюсе в любом случае будут положительными. "Страны, участвующие в программе "Восточное партнерство", осуществили значительные реформы", — сказала она. О каких реформах идет речь? И каковы итоги саммита, по-вашему?

— Конечно, президент Литвы должна сохранить лицо, все-таки президентство Евросоюза полгода принадлежало этой стране. Конечно, Литва надеялась на большие результаты на этом саммите. С моей точки зрения, саммит успешным назвать никак нельзя, потому что, несмотря на то, что партнерство длится 5 лет, ни одна из этих партнерских стран не ассоциируют себя с Европейским союзом.

Я думаю, что Европейский союз должен здесь о чем-то задуматься. Или на партнерство тратить еще больше денег, или изменить стратегию. Тут есть смысл включить в партнерство Россию и Турцию, потому что вопрос идет не только об отношениях с постсоветскими странами. Мне кажется, что ЕС делает ошибку, потому что в рамках этого партнерства не вел разговоры с Россией.

В чем-то Грибаускайте права, действительно все шесть стран-партнеров приняли первые такие шаги к приближению к европейскому праву, к европейским законам и европейским нормам. Эти государства, конечно, не сделали гигантские шаги в сторону ЕС, но менталитет там изменился. В Белоруссии, Азербайджане, Грузии, Молдавии и даже Украине были приняты ряд законов, которые легализировали юридическую систему, и этом плане, страны приближаются к общим европейским нормам и открывают для себя возможность в дальнейшем расширить отношения с ЕС.

Кто входит в элиту Януковича, почему она его поддержала?

— Это покрыто большой тайной, но все равно можно говорить, что украинская экономика в большой степени олигархична, и что украинские бизнесмены и олигархи заинтересованы в том, чтобы сблизиться с европейским правом, и получить легализацию своих финансовых империй и заводов. Если Украина войдет в Европейский союз, они получат так называемый штамп ЕС, о том, что вот это собственность святая и трогать и отнимать ее нельзя.

Но в тоже самое время они понимают, что уходя в сторону ЕС, им придется меняться. Евросоюз будет требовать от Украины отмены государственной экономики, меньше коррупции и коррумпированных схем, заставит создавать профсоюзы на заводах, внести европейскую отчетность. Это автоматически приведет к тому, что олигархи потеряют свое теперешнее влияние.

Поэтому они хотят получить легализацию от Брюсселя, но в тоже время, многие хотят работать с Россией, потому что на нашем рынке им легче зарабатывать. Украинская продукция не конкурентоспособна на европейском рынке, а гораздо более конкурентоспособна на российском, казахском и белорусском, и терять Таможенный союз Киеву тоже не хочется. Этим и объясняется политика зигзага украинского правительства, которое слушает олигархов.

Как вы считаете, удастся ли евроэмиссарам в будущем оторвать Украину от России или мы сможем договориться с братьями-славянами? Доживет ли "Восточное партнерство" до следующего года?

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *