Водку будут рекламировать бобслеисты

Водка просачивается на рекламный рынок

Производители крепкого алкоголя, лишенные главного двигателя торговли, идут на нестандартные решения для того, чтобы хоть как-то продвигать продукт в массы. Один из самых распространенных методов скрытой рекламы — это спонсорство, которое предполагает размещение бренда на виду потенциальных клиентов. Как еще маскируется реклама и куда смотрит ФАС?

Телевидение показывает рекламу безалкогольного пива, периодически транслирует футбольные матчи с рекламой водки на бортиках, а зимой и вовсе покажет на Олимпийских играх спортивный боб американской женской команды с изображением небезызвестного бренда "Путинка". Создается впечатление, что в России не действует запрет на рекламу алкоголя во спасение нации и юных поколений. Хотя мы прекрасно помним, что с 1 января 2013 года в нашей стране вступил в силу закон о запрете любых проектов, рекламирующих спиртные напитки, в СМИ, по телевидению, в интернете и на любой площадке, где сие могут лицезреть молодые россияне. Так что же выходит, закон не действует?

Читайте также: Высоцкого "меняют по рублю"

На самом деле, мы просто наблюдаем продукт совместной работы маркетологов и юристов крупных компаний по производству алкогольных напитков, который просачивается через лазейки в законопроекте "О рекламе". По сути это означает, что ведется открытая борьба производителей спиртных напитков за право рекламировать свой товар. Впрочем, нередко такая борьба приводит к поражению.

Так, за рекламу спиртного в ходе трансляции матча сборных России и Бразилии в августе этого года ФАС оштрафовала ЗАО "Телеспорт". Телеканал при помощи монтажа поместил на пустые бортики вокруг футбольного поля рекламу водочных брендов "Хаски", "Беленькая", "Зеленая марка" и пива "Старый мельник". За каждый из названных товарных знаков "Телеспорт" вынужден был заплатить по 150 тысяч рублей штрафа. А сколько каналу удалось выручить за это вопиющее нарушение закона о рекламе, не сообщается. И хотя интернет-пользователи вдоволь посмеялись над тем, что по итогом игры российской сборной только и остается, что бежать за продуктом рекламируемых брендов, вопрос о том, куда смотрит ФАС, все же был поднят.

Вот и вчера, после сообщения владельцев бренда водки "Путинка" о подписании рекламного контракта с женской сборной США по бобслею, в рамках которого компания ВЕДК сможет продвигать свой продукт в ходе спортивных игр олимпийского масштаба, возникает тот же вопрос: куда смотрит ФАС?

"Я думаю, что компания действует на грани закона, потому что закон у нас должен толковаться буквально. Так что производители водки "Путинка", скорее всего, консультировались с экспертами по антимонопольному законодательству, — поделился своим мнением с "Правдой.Ру" заместитель секретаря Общественной палаты РФ и вице-президент Общероссийского союза юристов Владислав Гриб. - ФАС в ближайшее время с учетом этих действий внесет соответствующие изменения в законодательство, и лазеек будет все меньше. Пока это осуществляется, на мой взгляд, на грани закона, на грани фола, возможно, в пределах допустимого. Но такая реклама водки "Путинка", я думаю, вряд ли продержится долго. Я думаю, что антимонопольная служба внесет соответствующие изменения в законодательство и эти лазейки тоже будут закрыты".

В случае же, если ФАС закроет глаза на скрытую рекламу такого рода, у производителей "Путинки", очевидно, появится немало последователей, не желающих ограничивать свои рекламные возможности только местами, где осуществляется продажа алкогольной продукции, как предписано российским законодательством. Курировать данную проблему также должен Роспотребнадзор, напоминает адвокат Владимир Хроменко, глубоко убежденный в том, что рекламы алкоголя в России быть не должно. "Алкоголь должен быть качественный, доступный и в строго отведенных местах", — считает юрист.

Между тем, российские производители спиртных напитков давно применяют еще одну хитрость для того, чтобы название их бренда было на слуху у потребителей, — выпускают "легальный" продукт с тем же названием. Осуществить подобное, по словам Владимира Хромченко, непросто, потому что бренд, зарегистрированный как алкогольная продукция, не может использоваться производителем в отношении других категорий. Тем не менее, производители крепких напитков, а в частности — водки, давно придумали хитрый способ обойти и этот запрет. Для выпуска "неалкогольной" продукции под известным товарным знаком компании создают новое юридическое лицо, оплачивают рекламу, организуют продажу нового продукта и берут на себя разбирательства с контролирующими органами. Так в России появляются конфеты, безалкогольные напитки и прочие товары, названия которых ненавязчиво напоминают покупателям о брендах крепких спиртных напитков. А юридически поймать на обмане бизнесменов-хитрецов становится все сложнее.

Читайте также: "Открытие" — как сделать водку из кофе

"Под брендом алкогольной продукции, пусть слабоалкогольной, выпускать другие товары, чтобы оставить на слуху бренд?! Мне кажется, здесь ФАС должен регулировать, антимонопольная служба должна вмешиваться, Роспотребнадзор, курирующий эти вещи", — разводит руками адвокат Хромченко.

В свою очередь, ресторатор и писатель Дмитрий Липскеров заметил, что такая скрытая реклама, как выпуск "неалкогольного" продукта, достаточно безобидна, потому что детская конфета с названием, допустим, "Русский стандарт", не вызовет у ребенка никаких ассоциаций с водкой, а значит, главной цели запрета рекламы алкоголя не противоречит.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Темы штраф
Обсудить