Крах российского автодела начался после революции

Российский автопром сгубили большевики

"Помню, приехал Горбачев на АвтоВАЗ и сказал: "А что, ребята, слабо стать законодателями автомобильной моды?" И все хлопали и говорили: "Нет, не слабо", — вспоминает в эфире передачи "Точка зрения" "Правды.Ру" историк автомобилизма, журналист и писатель Константин Шингаркин, — В итоге, где сейчас автомобильная мода, где законодатели, и где мы?"

Техническое несовершенство продуктов отечественного автопрома в сравнении с заграничными автомобилями, стало очевидным сразу после открытия нашего рынка для импорта. Но на самом деле, по словам историка автомобилизма Константина Шингаркина, проблема автомобилестроения в нашей стране уходит корнями в более поздний период. Беды начались с революции.

Помню, приехал Горбачев на АвтоВАЗ и сказал: "А что, ребята, слабо стать законодателями автомобильной моды?" И все хлопали и говорили: "Нет, не слабо". В итоге, где сейчас автомобильная мода, где законодатели, и где мы? И, с моей точки зрения, АвтоВАЗ просто не мог никогда раньше, да и сейчас не может, и в будущем тоже вряд ли сможет стать законодателем автомобильной моды.

Читайте также: Престиж России доверили родному автопрому

— А в чем причина? В России нет технологов или проектировщиков, которые могли бы создавать хорошие автомобили, или у нас нет финансовой возможности для покупки качественных производственных материалов?

 — Причин много, но я назову только очевидные. Для того чтобы выпускать современные автомобили, на уровне автомобилей, выпускаемых в мире, нужна собственная школа проектирования и разработки этих автомобилей. Школа — это преемственность. Знаете, когда говорят "школа Леонардо", подразумевают Леонардо Да Винчи и всех его учеников, которые копировали и развивали манеру мастера. Когда говорят "немецкая школа конструирования", имеется ввиду период от Дамира и Бенца до современных дизайнеров, включая Фердинанда Порше и других. Когда мы говорим "французская школа", мы подразумеваем Луи Рено и дизайнеров Peugeot и Citroen. Всегда существует преемственность, а у нас в России этой преемственности просто нет.

 — Неужели в России никогда не создавались самобытные автомобили? Не было собственных удачных разработок, из которых могла бы сложить российская школа автомобилестроения?

 — Достаточно вспомнить, что автомобилизация страны происходила в несколько этапов. Она до сих пор не закончилась. Первый автомобиль в России появился в 1891 году. В 1913 году Россия занимала 10 место в мире по количеству автомобилей. Она делила его с Аргентиной. В стране официально было зарегистрировано 10 000 машин. Впереди была Италия (там было 9 000), Франция, Великобритания, Германия. А позади Бельгия, Швеция, Япония. И, казалось бы, Россия шла в первых рядах, но дальше началась революция, крах, и откатывание автомобилестроения назад.

Затем наступил 1924 год, когда был выпущен АМО-Ф-15. Это грузовики 1915 года, а на дворе-то уже был 1924-й! Дальше были предприняты попытки все наладить, началась покупка заводов за бесценок. Появился "Фордовский" завод в Нижнем Новгороде, куда было перевезено оборудование Ford, предназначенное на списание. Очевидно, что Форду гораздо выгоднее было его продать нам, чем резать. В результате и мы оказались довольны, и Форд был тоже доволен. То есть для нас это уже был не современный уровень. Дальше случилась покупка "Фиата" у итальянцев, на базе которого создавались "Жигули" первой модели. И это опять не было современным уровнем, потому что пока этот автомобиль строили, пока дорабатывали (а доработок было довольно много), пока ставили на конвейер, шло время…

Читайте также: "Спасение АвтоВАЗа - социальная задача"

Когда был построен завод "АвтоВАЗ" в Тольятти, из этого предприятия, потребовавшего капитальных затрат, начали выжимать вложенные в него деньги, чтобы он отрабатывал и приносил прибыль. И он отрабатывал и приносил. И, пока рынок был закрыт, все было замечательно. Дела изменились к худшему, когда на наш рынок попали автомобили иностранного производства.

— Выходит, что советское автомобилестроение всегда шло на шаг позади мирового, и за этот важный период в истории страны не было создано уникальных автомобилей? Но ведь в СССР же были гениальные конструкторы, работавшие в направлении космонавтики, ВПК и так далее?

— Я это говорю к тому, что школы разработки своих автомобилей в СССР и сейчас в России просто нет. Неоткуда брать опыт, неоткуда черпать преемственность. Когда-то у нас была своя школа — лучшая в мире школа по разработке вездеходных автомобилей, до сих пор ими пользуются. Это "Синие птицы" (ЗиЛ-49061 — ред.), которые делались в КБ Грачева в Базиле для перевозки космонавтов! Вот у нас была эта школа, но она умерла, к сожалению. Поэтому в обозримом будущем ВАЗ не станет законодателем автомоды.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить