Эксперт автомобилестроения Шляхтинский о Детройте, самом крупном муниципальном банкротстве

Экономика США погубила Детройт

Сердце "города моторов" Детройта перестало биться в июле 2013 года, когда его власти официально объявили о банкротстве. Разрушенные улицы города, его криминальная история стали притчей во языцех. О самом крупном муниципальном банкротстве за всю историю США и его причинах "Правде.Ру" рассказал писатель и историк автомобилизма Константин Шляхтинский.

— Константин, для того, чтобы понимать величину трагедии, которая случилась в Детройте, наверное, надо вспомнить историю его становления и процветания как промышленного центра. Расскажите, как все начиналось?

— Конец 19 начало 20 века в США — это время автомобилизации в США. По всей стране, не только в Детройте, но и в других городах, возникают автомобилестроительные компании. Их были десятки, сотни. Почему в Детройте? Потому что город промышленный, потому что здесь есть опыт работы с металлом, есть энергия, есть ресурсы, есть люди, которые понимают кое-что в производстве изделий из металла. Все это сыграло на руку Детройту. В нем стало появляться и регистрироваться большее количество автомобилестроительных предприятий, чем в целом ряде других городов. И постепенно Детройт превратился в город, в котором обосновалось несколько автомобильных компаний. Прежде всего, это "Ford motor company" в Дирборне (пригороде Детройта), это General motors company, основной антагонист Форда, это Chrysler, это Dodge, это еще целый ряд компаний. Пользуясь благоприятной ситуацией на рынке, все эти компании производили автомобили в массовом количестве. А автомобилей требовалось все больше, значит, производство должно расти. Производство не может расти без рабочих рук. Поэтому, как только открывались какие-то рабочие места, со всей Америки туда съезжались люди, готовые работать на автомобильных предприятиях.

Смотрите прямой эфир с автомобильным историком Константином Шляхтинским по этой теме.

Таким образом, автомобилизация в Америке шла семимильными шагами. И к 1913 году в Северо-Американских Соединенных Штатах, как они тогда назывались, было более миллиона автомобилей. В то время ни одна из европейских стран до миллиона не добирались. Это крупнейшие заводы General motors, офисы Chrysler, головные офисы которых располагались в Детройте и его окрестностях.

— Так, когда же случился переломный момент, после которого дела Детройта стали ухудшаться?

— Как только разразилась, Великая депрессия, в начале 30-х годов, все производства, в том числе и автомобилестроение, попали в кризисную ситуацию. Многие марки закрылись, выжили наиболее крупные. Такие как General motors, Ford, Chrysler. То, что они сосредоточены были в Детройте — это, как мы с вами выяснили, исторически сложилось так. И город был подвержен всем тем экономическим перипетиям, которые случились с Соединенными Штатами Америки. У них депрессия — в городе депрессия. У них взлет, автомобили продаются, как горячие пирожки, как стало после Второй мировой войны — и город процветает. И считается, что пик процветания Детройта пришелся на начало 50-х годов, на 1950-й год. В это время в городе было больше всего населения: под 2 миллиона человек. Все эти люди были трудоустроены не только в сфере автомобильного бизнеса, автомобилестроения, но и в сферах, связанных с обслуживанием. Это муниципальная сфера, это полиция, торговля, государственные и городские учреждения, водопровод, газ, электричество. Все, с чем связан современный город в нашем понимании, все это давало рабочие места Детройту.

Читайте также: Детройт-Тольятти: 0:1 в пользу России

После 1950 года начинается отток населения из самого города. То есть, если мы посмотрим по данным, то постепенно, к 1960 году, населения стало заметно меньше, потом еще и еще, сейчас, если мне не изменяет память, там живет 700 с небольшим тысяч человек. И полностью фактически разрушена инфраструктура. Единственные крупные предприятия, которые остались — это, по-прежнему: Ford, General motors и Chrysler.

— А что привело автомобильную промышленность США в упадок? Растущая конкуренция со стороны Японии и стран Европы?

— Достаточно сильный такой толчок в сторону ухудшения состояния города был дан в начала 1970-х годов. В 1973 году случился топливный кризис. Большие автомобили перестали пользоваться спросом. Соответственно, компании, которые их выпускали, не очень крупные, не очень устойчивые в экономическом плане, исчезли. Остались только "монстры", которые смогли перестроиться на новый лад — GM, Chrysler и Ford.

Но, поскольку американская автомобильная промышленность в начале 21 века, в середине 10-х годов, была в серьезном кризисе, и General motors, и Chrysler были на грани банкротства, они должны были воспользоваться государственной помощью. Понятное дело, если город завязан в основном на автомобилестроении, а автомобилестроительные компании в кризисе, то и город будет в кризисе. Вот, собственно говоря, все, что произошло с Детройтом.

— Власти США принимали какие-то меры, если не для спасения Детройта, то хотя бы для поддержания американской автомобильной промышленности, которая была централизована в "городе моторов"?

— С государственной поддержкой в США всегда было не очень хорошо, потому что экономика у них всегда была рыночной. Тот, кто может на рынке выжить, — тот выживет. Но без автомобиля Соединенным Штатам никак нельзя, поэтому эти компании стимулировали. Может, не напрямую, без подачек от государства, но вовлекали в различные государственные программы, обеспечивали отчасти заказами, помогали реструктуризации в случае необходимости, давали отсрочку от выплаты кредитов, и так далее и тому подобное.

Структура города Детройта, когда он только основывался, строилась по принципу, который в свое время первым сформулировал Генри Форд. Он пришел к выводу, что все, что необходимо для автомобиля Ford, должно производиться в одном месте. Вот и выпускал он на своих заводах в окрестностях Детройта и электрику, и резиновые изделия, и металл, из которого эти автомобили собирались, и все необходимые комплектующие. Для того времени это было нормально, но как только экономические условия изменились, вот эти огромные предприятия, отягощенные различными заводами, не имеющими прямого отношения к сборке автомобилей и продаже, стали непомерным грузом. От них постепенно стали отказываться. И, в конце концов, наступили времена, когда заказы на целый ряд комплектующих стало выгоднее размещать в других местах, например, за границей страны. Даже с учетом перевозки конвейеров автомобильных предприятий это все равно было дешевле, чем производить их в самих Соединенных Штатах. По экономике Детройта это тоже очень больно ударило.

— И по населению города, очевидно, тоже. Как случилось, что крупный и имеющий такое удачное географическое положение город превратился, образно говоря, в одно большое криминогенное гетто?

— Преступность в городе, действительно, очень высокая. Потому что все те люди, которые приехали туда в годы процветания, когда они были востребованы, остались не у дел. У многих из них просто не было средств на то, чтобы куда-то переехать. Белые слои населения, наиболее обеспеченные, сдвинулись к окраинам, а в центре остались целые кварталы, пустующие и никем не занятые. Теперь они разгромлены, разбиты, разграблены. И власти города, как бы ни бились над решением этой проблемы, ее решить не могут. Поскольку снести все эти кварталы и построить новые будет гораздо дешевле, чем восстанавливать старые. И это всеми признается. Затраты на восстановление Детройта были бы настолько велики, что даже, если бы кто-то и решился на такой шаг, то он просто нецелесообразен.

— 19 июля этого года власти города Детройта официально объявили о банкротстве. Как происходит эта процедура в Соединенных Штатах?

— Банкротство муниципального образования, в данном случае города, в Америке — это не редкость. Когда городу грозит банкротство, должно быть соответствующее решение суда. Должны посмотреть, насколько правомерно объявлять этот город банкротом. В случае с Детройтом были сомнения, стоит это делать или не стоит. Был даже назначен кризисный менеджер, который должен был разрешить все эти проблемы, принимались меры. В любом случае, меры против банкротства всегда непопулярные. Они связаны с санацией структуры (в данном случае города), с уменьшением каких-то вложений и увеличением других.

Больше всего Детройт, как выяснилось, должен своим же городским и муниципальным служащим, профсоюзам и полиции, пожарным. Всем тем, кто поддерживает город в жизнеспособном состоянии. И долг, если я не ошибаюсь, порядка 18-20 миллиардов долларов. То есть вполне сопоставим с бюджетом небольшой страны, например, в Латинской Америке или в Африке.

Читайте также:

Эксперт: Сравнение между Детройтом и Тольятти некорректно

Тольятти ждет судьба Детройта? - Константин Шляхтинский в прямом эфире "Правды.Ру"

13 процентов заявлений на пособие по безработице в Детройте оказались подделкой

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *