Как живется в автомобильных столицах России и Америки?

Детройт-Тольятти: 0:1 в пользу России

Сразу два приглашения приехать в гости получил от бывших одноклассников. Хотя школу закончили уже ровно 35 лет назад, переписываемся, дружим заочно. Первое приглашение из Детройта — один из друзей сиганул в Америку, как только приоткрылась перестроечная "форточка". Другой пригласил к себе в Тольятти. А я подумал: ведь совершенно схожие города…

Примерно по 700 тысяч человек живет в обоих городах. Оба на 18 месте по населению в стране — Детройт в Америке, Тольятти в России. Оба города считаются как бы автомобильными столицами — один Америки, другой России. Два автограда. Почему бы и не съездить куда-нибудь, а то и впрямь засиделся, в отпуске не был лет сто. Да и с друзьями увидеться через столько лет захотелось. Ведь как дружили! Витя Логинов в Тольятти, Витя Закорудо в Детройте и я между ними в Архангельске — хоть желания загадывай между двумя Викторами. Вот бы вообще всем троим встретиться…

Залез в интернет, все-таки если куда-то собираешься, надо хоть немного знать историю и вообще, что это такое. Выяснил для себя, присовокупив еще и школьные знания географии, по которой в школе была твердая пятерка: Детройт расположен в юго-восточном углу штата Мичиган, на границе с Канадой.

Детройт-Тольятти: 1:0 в пользу России. 286496.jpeg

Вообще, как пишут справочники, изначально Детройт был основан 24 июля 1701 года французским управленцем Антуаном Ломе как фактория для торговли пушниной с индейцами. В XX веке город стал крупным автопромышленным центром. Во второй половине прошлого столетия из-за бензинового кризиса Детройт пришел в упадок, многие его заводы закрылись, население разъехалось, оставив целые районы города заброшенными. Тем не менее, в Детройте по-прежнему находятся штаб-квартиры крупнейших автопроизводителей.

В 50-х годах XX века Детройт был одним из главных центров машиностроения в США и в ту пору продвигал на государственном уровне программу дешёвых и общедоступных автомобилей. В Детройте были сосредоточены крупнейшие автомобильные заводы страны, и город переживал бум своего развития — он в буквальном смысле процветал, став одним из богатейших городов Северной Америки.

Отток населения в пригороды начался ещё в 1950-е. Стоимость недвижимости начала стремительно падать. Поскольку наиболее платёжеспособное население разъезжалось, город стал погружаться в финансовые проблемы. Рабочие места сократились, владельцы магазинов, банкиры, врачи начали переезжать туда, где есть платёжеспособный спрос.

В городе остались те, кто не мог себе такого позволить — безработные, живущие на пособие, или низкооплачиваемые рабочие, в основном афроамериканское население. Окраины Детройта также стремительно наполнялись афроамериканцами. Среди чернокожих из-за бедности и безработицы процветала преступность, так что Детройт быстро приобрел дурную славу как один из самых "чёрных" и опасных городов США.

В 70-х автозаводы один за другим начали закрываться, люди теряли работу и уезжали из Детройта. Население сократилось в 2,5 раза: с 1,8 миллиона в начале 1950-х до нынешних 700 тысяч.

В результате оттока населения целые районы города оказались оставлены жителями. В Детройте можно увидеть улицы, на одной стороне которых ярко горят витрины дорогих магазинов, а на другой стоят здания с разбитыми стеклами, из стен которых прорастают деревья.

В декабре 2012 года дефицит городского бюджета составил дикие суммы. 18 июля 2013 года власти Детройта официально объявили о банкротстве города из-за неспособности выплатить долги на сумму около 20 миллиардов долларов…

Ну что ж, читаем всезнающий интернет дальше. Тольятти расположен на левом берегу Волги напротив Жигулей. Население городского округа, по данным на 1 января 2012 года, составляло около 720 тысяч человек, это самый крупный город России, не являющийся столицей субъекта федерации.

Основан в 1737 году Василием Татищевым как город-крепость Ставрополь для защиты российских земель от кочевников и переселения крещёных калмыков. В 1970-е произошел резкий прирост населения в связи со строительством АвтоВАЗа, который и сегодня является градообразующим предприятием. Крупный центр автомобильной и химической промышленности, а также железнодорожного, речного и автомобильного транспорта. Современный Тольятти — крупный развивающийся промышленный и экономический центр, играющий существенную роль в экономике как региона, так и страны.

По оценке экспертов, Тольятти находится в верхней части списка самых привлекательных для бизнеса городов России. Градообразующим предприятием является ОАО "АвтоВАЗ", куда в последние годы пришло немало серьезных инвесторов.

Читайте также: Москву подвинет столица трески, доски и тоски

Ну да ладно, перейдем к конкретике. Мой одноклассник Витя Закорудо (фамилия ему досталась от деда-испанца, эмигранта 30-х годов) закончил престижное МВТУ имени Баумана и еще в 1988 году спешно покинул разваливавшийся СССР, получив приглашение поработать на заводах "Дженерал моторс". Он написал по электронной почте:

"Привет, Андрей! Ехал я сюда за американской мечтой, а вот оно все как обернулось… Работу в Детройте я тогда нашел сразу, на конвейере. Положенный экзамен на инженера сдал без труда, через несколько лет получил даже гражданство. А еще через пять лет с завода уволили, хотя профсоюз вроде пытался вступиться.

Живу я тут, сам знаешь, уже четверть века, поэтому я могу сравнивать положение дел с тем, что было тогда, с тем, что творится сейчас. Увы, у нас в Детройте даже в центре можно наткнуться на пустые и уже полуразрушенные кварталы, в пригородах несколько получше, но тоже жутковато. У нас символом разрухи стал железнодорожный вокзал, громадный такой, но почти пустой, одни собаки бегают. Когда я приехал в 88-м, сюда ежедневно приходили несколько десятков поездов. Сейчас картина уже не та…

Помню, восхищался тогда, в конце 80-х, деловым центром Детройта — жизнь кипела. А сейчас стоят пустые небоскребы. По улицам в центре лучше одному не ходить — местные власти никак не могут обуздать уличную преступность… Ты писал, что всегда мечтал побывать в Америке — так приезжай, я приглашение оформил, тебе надо только в ближайшем консульстве, я так понимаю, что в Ленинграде (Виктор до сих пор не понял, что это уже Санкт-Петербург — А.М.) визу получить. Постараемся с женой тебя принять по-русски. Хотя она, конечно, американка, но все равно женщина хорошая. Приезжай. А то сам я приехать не смогу, сам понимаешь, на пособие живем… Но мы тебя ждем!".

А вот письмо от другого Виктора, Логинова, любителя пофилософствовать, но всегда опирающегося на факты. Еще в школе все одноклассники считали, что ему прямая дорога — в учителя истории. А он неожиданно для всех стал инженером-энергетиком. Работает сейчас на АвтоВАЗе. Хотя были времена в 90-х, когда он был "челноком", мотался с громадными сумками в столицу за постельным бельем, женскими трусиками и "фирменными" костюмами "Адидас" китайского пошива. Но те времена закончились, и он вернулся на завод, и страшно этим доволен. Вот что он написал, даже не подозревая, что примерно на эту же тему написал мне другой Витька, Закорудо. Контраст налицо:

"Андрей, мы в России, в отличие от США, не скатились на рельсы голого чистогана, не забыли о людях. И это совершенно четко понятно. Я, сам знаешь, к власти отношусь скептически. Но не могу все-таки не сказать, какую неоценимую роль в выходе из кризиса сыграли решения, принятые на всех уровнях власти: президент, премьер-министр, губернатор, мэр и так далее.

Действительно были приняты решения, которые предотвратили губительные последствия для Тольятти. Позволили всей промышленности города преодолеть последствия кризиса. Практически не был забыт ни один социальный слой, ни один человек. По каждому предприятию были продуманы и реализованы планы действий. Извини, что в пафос скатился… Ну вот такая уж у меня натура, сам знаешь!

Еще несколько лет назад Тольятти даже боялись сравнивать с Детройтом — бывшей автомобильной столицей Америки, павшей под ударами экономического кризиса еще в 70-х годах прошлого века. Сегодня такое сравнение стало чуть ли не обязательным. Чтобы наглядно продемонстрировать разные судьбы городов. Если раньше говорили: Тольятти — второй Детройт, то сейчас говорят наоборот: хорошо бы Детройту стать вторым Тольятти…

Короче, приезжай к нам с семейством в гости, сам все увидишь. У нашего города есть будущее, и оно, по-моему, все-таки светлое. И дети мои уезжать никуда не собираются. Лихие времена кончились. Началась просто нормальная жизнь!".

Я запихал подальше в карман свою мечту об Америке и купил билет в Тольятти.

Читайте также:

В Тольятти продолжает снижаться безработица

13 процентов заявлений на пособие по безработице в Детройте оказались подделкой

Эксперт: Тольятти не грозит судьба американского Детройта

Эксперт: Сравнение между Детройтом и Тольятти некорректно

Эксперт: Кризис АвтоВАЗа весьма вероятен в будущем

Смотрите прямой эфир с автомобильным историком Константином Шляхтинским по этой теме.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить