Мозги в нефти - ущерб на миллиарды

За последние десять лет Россия потеряла от нереализованных изобретений более 30 миллиардов долларов. Значительная часть изобретений и инновационных разработок уходит за рубеж компаниям, которые готовы платить сногсшибательные деньги, лишь бы получить новинку, придуманную нашими соотечественниками. А  наиболее сознательные, патриотически настроенные изобретатели годами ждут, когда на них обратят внимание чиновники от науки...

Немного истории. Помнится, еще в правительстве Бориса Ельцина премьер Иван Силаев создал комитет изобретений и новой техники. Портфель инновационных проектов состоял из сотен изобретений. За короткое время в "министерстве инноваций" сумели принять 15 государственных программ.

Специально для Ельцина как-то даже организовали демонстрационные полеты уникального, не имевшего аналогов в мире экранолета "Стриж", чтобы продвинуть разработку. Но просуществовал комитет изобретений недолго: два года. И исчез... вместе с изобретателями.

Как у нас водится, начали за здравие, а кончили за упокой. Комитет усоп вместе с изобретениями. И, в какой-то мере, с желанием российских кулибиных, в первую очередь самодеятельных, иметь дело с государством.

Слов нет, реформы, нынешние реформы в этой отрасли,  инициированные премьером Дмитрием Медведевым, сейчас хоть как-то начинают раскручивать огромное и, согласитесь, довольно проржавевшее колесо отечественной научной бюрократии. Но у нас традиционно время от замысла до воплощения какой-нибудь здравой идеи может составлять годы, если не десятилетия.

 

Вот мнение по этому поводу юриста, консультанта Общественной палаты, члена Международной ассоциации адвокатов Игоря Шмидта, которым он поделился в беседе с корреспондентом "Правды.Ру":

"Увы, сегодня, по большому счету, пока де-факто отсутствуют условия для развития инженерной мысли и изобретений, особенно так называемой самодеятельной, то есть существующей вне каких-либо официальных организаций или предприятий.

Со мной можно не соглашаться, но это мое мнение, основанное на реалиях. По собственной практике знаю, что неким тормозом для прогресса в этой отрасли является нынешний патентный закон, далеко не  совершенный и нуждающийся в доработке с учетом текущего времени. У меня возникает такое чувство, что изобретателей как бы обложили со всех сторон. 

Конкретный пример: ко мне обратился инженер из Архангельска, кардинально усовершенствовавший систему изготовления высококачественного пиловочника. То есть его разработка без особых затрат могла существенно усовершенствовать перевод так называемого леса-кругляка, основного нашего экспортного продукта, в более дорогие сорта лесопродукции.

И что вы думаете - пока мы помогали ему как полагается оформить изобретение, провести рабочие испытания созданного им агрегата и так далее, он умер. Не дождался. И вместе с ним "ушло" и изобретение, которое он держал в основном не на бумаге, а в своей светлой голове. Остались только какие-то обрывки документации, на основе которых агрегат уже не восстановить.

Увы, и такое бывает. Каков ущерб для страны? Думаю, он исчисляется миллиардами... Думается, если бы он отдал свое изобретение "на сторону", то стал бы как минимум миллионером. Во всяком случае, финны к нему обращались с предложениями, но он, будучи настроенным патриотически, свое изобретение им не отдал.

Мне кажется, что у многих российских изобретателей в определенной мере просто отбили у них всякое желание выходить куда-то "наверх" со своими идеями. Некоторым, конечно, предлагают создавать и изобретать, но еще и... платить за публикацию своих идей и их реализацию!

Чего уж там, сегодняшней нашей беспомощной ситуацией умело пользуются западные промышленные компании. Именно они скупают изобретения российских изобретателей. Но, по моему мнению, чиновники из министерства образования и науки России уверены, что ничего страшного в этом нет, поскольку наша экономика не готова переварить даже малую часть изобретений. И, увы, они в чем-то правы...

Ситуация на сегодняшний день такова (это я знаю по собственному опыту): российские фирмы и компании, в первую очередь коммерческие, сегодня не спешат вкладывать деньги в разработку новых технических устройств. Считается более выгодным покупать технологии за рубежом. Проще закупить иностранную промышленную линию по производству чего-либо, чем разрабатывать что-то самостоятельно. Получается своего рода замкнутый круг".

Примеров, подтверждающих эти слова , превеликое множество. У нас есть много патентов на изобретения, которые признаются западными коллегами уникальными. 

Так, в свое время в российском НИИ психотехнологий был создан так называемый "детектор истины" - аппарат, способныйанализировать внутреннее психическое состояние человека. Он намного эффективнее детектора лжи, созданного в США, а уровень достоверности его ответов приближался к 99 процентам.

 

Но при его внедрении разработчики столкнулись с жестким противодействием. В 90-е годы прошлого века при оснащении спецслужб чиновники лоббировали интересы западных компаний. И хотя иностранный детектор лжи был намного хуже, чем российский аппарат, да и стоил в несколько раз дороже, заказ был отдан американцам! 

Кстати, между прочим, тот самый знаменитый американский  "детектор лжи" был создан в 1926 году именно русским нейропсихологом Александром Лурия. Но выпуск детектора Лурия наладил в США, потому что из России он уехал.

Из той же серии - вертолетная эпопея русского изобретателя Игоря Сикорского, который тоже "развернулся", уехав в Америку.

И впечатление такое, что сегодня обстановка в этой сфере хоть и изменилась, но явно не намного.

А вот пример из прессы. Известный приморский изобретатель Петр Плотников в 2008 году запатентовал сразу два нефтяных патента - "Устройство для промывки забоя скважины" и "Нефтеподъемная установка". Эти установки Плотникова могут поднимать нефть с глубины до шести тысяч метров на любых искривленных скважинах. Изобретатель уверен, что Россия может стать монополистом по добыче нефти. Для этого даже не надо тратить большие деньги на геологоразведку, все обходится достаточно недорого.

Так в чем же дело? Изобретатель ждет. Патенты простаивают. Во всяком случае в прессе в свое время был освещен только сам факт изобретения, а вот его дальнейшая судьба покрыта мраком...

Некоторое время назад "Правда.Ру" упоминала об уникальном изобретении братьев Валентина и Виктора Лексиных - они давным-давно создали уникальную гидроакустическую аппаратуру для подводных лодок, превосходящую американские аналоги.

Эта аппаратура может засекать даже полностью бесшумные подводные лодки. По мнению многих ученых, изобретенная ими аппаратура на голову выше по функциональным параметрам аналогичных зарубежных образцов.

По сути, еще в 1984 году Советский Союз получил некий ключ к созданию акустической аппаратуры, которая могла слышать любые иностранные субмарины задолго до того, как те услышат наши лодки. Увы, она так и не была использована в полной мере. Огромная бюрократическая машина тогдашней советской науки "потеряла" этот ключ в дебрях множества НИИ.

Еще в 80-х годах, почти перед самым распадом СССР, братья Валентин и Виктор Лексины сделали невозможное. Всего два исследователя сделали то, чего не мог и не может сделать, ни один знаменитый институт с тысячами сотрудников. Лексины не стали догонять американцев и идти в фарватере их технологий. Они просто изобрели новый способ акустического обнаружения подводных целей. Такого нет нигде в мире. И на отечественной электронике построили аппаратуру, которая "видит" лодки на расстоянии не двух-трех тысяч метров, а на дистанции от пятнадцати до 150 километров! Все зависит от глубины моря, особенностей его дна, воды и времени года. Сравните это с четырьмя километрами для целей типа "Огайо" у янки в 1990 году...

Нельзя сказать, что Лексиных в СССР не заметили. Заметили, да еще как! И не где-нибудь, а в Комитете госбезопасности Советского Союза. Им дали возможность усовершенствовать свою аппаратуру и провести исследования на камчатском полигоне.

Испытывали они свою аппаратуру, если верить специализированной прессе, и в Баренцевом море, где и сравнительно мелко, и дно илистое, звукопоглощающее. Но даже здесь на испытаниях аппаратура Лексиных превосходила западную! До внедрения изобретения Лексиных в российском подводном флоте оставался всего один шаг. Но... Развалился СССР, а в "новой России", в 90-х, их разработка "не пошла".

Назовем вещи своими именами: тогда шла борьба за выгодные военные заказы. После распада СССР, порой соотношение "цена-качество" тогда нередко заменялось одним словом: "Деньги"! Госзаказ, что ни говори, а вещь все-таки выгодная...

Сейчас Валентину и Виктору Лексиным по 65 лет, живут в Москве. Оба закончили Индустриальный техникум, а затем Московский институт электронной техники в Зеленограде, потом работали в оборонных НИИ, в специализированной прессе опубликовано огромное количество их научных статей. Как говорят их коллеги, несмотря на возраст, они полны новых творческих замыслов.

Но вот какая новость в дополнение к предыдущей публикации "Правды.Ру": теперь они арендуют помещение для работы... на свою собственную пенсию! 

В общем, примеров, когда российские кулибины бесследно перемалываются огромной бюрократической шестеренкой, полным-полно. Можно, конечно, на заметить какое-то отдельное изобретение, разработку. Но не видеть самой проблемы невозможно...

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить