Видеоигры не дают стареть мозгу

Видеоигры делают нас многозадачными

Большинству людей сложно заниматься несколькими вещами одновременно. А с возрастом становится трудно выполнять даже простые дела. Между тем, все зависит от так называемых когнитивных способностей, которые можно развить. Это доказал недавний эксперимент, проведенный нейробиологом Адамом Газзали из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (США).

Когнитивность — это способность к умственному восприятию и переработке поступающей извне информации. Газзали и его коллеги выяснили, что у пожилых людей, игравших в популярную видеоигру NeuroRacer, значительно улучшались когнитивные способности, вследствие чего им становилось проще выполнять сразу несколько дел, что иногда бывает необходимо.

Читайте также: Вред от видеоигр сильно преувеличен

Ранее разработчики видеоигр не раз утверждали, что их творения улучшают наши умственные способности. Но до недавних пор не было никаких доказательств тому, что навыки, приобретенные в процессе игры, находят какое-либо применение в повседневной жизни. Исследование Газзали показывает, что, если адаптировать игру к определенному когнитивному расстройству, то данная терапия и в самом деле может оказаться эффективной.

Нам довольно часто приходится справляться сразу с несколькими заданиями. Скажем, одновременно говорить по телефону и работать на компьютере. Или готовить какое-то блюдо и одновременно смотреть телевизор. Или мыть посуду и одновременно вести серьезную беседу… Но даже механически совершаемые действия требуют определенной концентрации внимания. С возрастом способность концентрироваться на том или ином предмете слабеет, и если бабушке приходится следить сразу за двумя объектами — например, вязать и одновременно присматривать за играющим внуком, то это может превратиться для нее в совершенно непосильную задачу.

NeuroRacer является трехмерной игрой, в которой игроки должны вести машину по извилистой трассе, используя только большой палец левой руки и одновременно отслеживать знаки, которые появляются в случайных местах. При появлении знака, имеющего определенный цвет и форму, его следует сбить, нажав большим пальцем правой руки на соответствующую кнопку. Таким образом пользователь тренирует целый ряд когнитивных навыков, таких, как концентрация внимания, кратковременная память (способность временно удерживать в сознании несколько фрагментов информации), а также способность переключаться с одной задачи на другую.

В начале эксперимента добровольцев разбили на шесть групп в зависимости от возраста и протестировали их, убедившись, что навыки многозадачности снижаются с возрастом. Затем исследователи отобрали 46 испытуемых в возрасте от 60 до 85 лет и в течение месяца предлагали им играть в одну из версий NeuroRacer, в которой сложность возрастала по мере улучшения показателей участника игры. Результаты оказались неожиданными: пожилые испытуемые, прошедшие тренировку при помощи NeuroRacer, в итоге набрали даже больше очков, чем добровольцы из младшей возрастной группы (около 20 лет), которые тренировку не проходили! Причем показатели оставались такими же и через полгода, хотя с тех пор участники больше не практиковались в игре. Кроме того, тесты, проведенные до и после тренировок, выявили улучшение также показателей концентрации внимания и кратковременной памяти.

"NeuroRacer не требует многого от этих способностей, так что, похоже, стимулирование многозадачности оказывает давление на всю систему когнитивного контроля целиком, повышая уровень всех ее составляющих", — комментирует господин Газзали.

В процессе игры ученые также отслеживали деятельность мозга испытуемых при помощи электроэнцефалографии. Они отметили повышение активности префронтальной коры, отвечающей за когнитивный контроль, причем эта активность коррелировала с положительными сдвигами, когда речь шла о выполнении задач, связанных с длительным удерживанием внимания. Были отмечены и всплески активности в нейронной сети, соединяющей префронтальную кору и задние отделы мозга.

Данная методика может быть полезна людям, страдающим синдромом дефицита внимания, и даже депрессией и шизофренией, при которых человеку бывает сложно сосредоточиться на нескольких задачах.

Читайте также: Ученые оправдали компьютерные игры

Хотя Адам Газзали призывает не считать "игровой" подход к проблеме чем-то вроде панацеи, некоторые из подвергшихся эксперименту добровольцев в восторге от результатов. "Я с удивлением обнаружила, что старый мозг еще способен учиться, — констатирует 65-летняя Энн Линзи. — И я рада, что это открытие помог мне сделать мой собственный мозг".

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Ирина Шлионская
Ирина Шлионская — автор Правды.Ру
Обсудить