В ожидании войны в Сирии мировой рынок нефти начинает лихорадить

Удар по Сирии станет бензиновым концом света

В ожидании войны в Сирии мировой рынок нефти начинает лихорадить. В последние дни наблюдается скачок стоимости нефти на биржах до 115 долларов за баррель. И, по заверениям экспертов, это далеко не предел. Причем некоторые аналитики дают совсем мрачные прогнозы. Они авторитетно заявляют, что мир стоит на пороге настоящего бензинового апокалипсиса.

Читайте также в новостях:

Цены на нефть растут в ожидании удара по Сирии

Ситуация вокруг Сирии взвинтила цены на нефть

В русскоязычном сегменте интернета сейчас пользуется большой популярностью прогноз американского эксперта Брэндона Смита (Brandon Smith), считающего Сирию своеобразной триггергной точкой спланированного элитами США апокалипсиса. В списке из 20 ожидающихся (довольно мрачных, надо сказать) событий он упоминает и те, что связаны со стоимостью нефти.

Прогноз Смита предусматривает, что в ответ на действия США связанный с Сирией союзническими отношениями Иран может перекрыть Ормузский пролив, затопив в его самом узком месте несколько грузовых судов, что вызовет падение нефтяных перевозок сразу на 20 процентов. Одновременно из-за экспорта нестабильности (неизбежного при таком развитии событий) опасным для судоходства станет и египетский Суэцкий канал, что вынудит нефтетанкеры ходить вокруг Африканского рога, увеличив длительность маршрута на две недели и значительно подняв стоимость перевозки.

Все тот же неизбежный экспорт нестабильности, по мнению эксперта, приведет к возгоранию тлеющего социального конфликта в Саудовской Аравии. И в итоге "цены на бензин значительно увеличатся. Я предсказываю 75-100-процентный рост цен в течение двух-трех месяцев после любого удара по Сирии", пишет Смит.

Звучит пугающе. Однако дело в том, что Брэндон — профессиональный "выживальщик". Его основной бизнес — это организация местных сообществ взаимопомощи и создание сети натурального обмена в масштабах США. При таком образе мыслей поневоле начнешь пророчить конец света сразу после дождичка в четверг. Впрочем, стоит отдать ему должное: пророчит Смит достаточно аккуратно и не пренебрегая логикой.

Читайте также: Зачем Обама напугал даже патриотов

Потому и менее экзальтированные эксперты, по крайней мере, частично соглашаются с апокалипсичными доводами Смита. Действительно, Сирия, сама напрямую не влияющая на рынок нефти (пик добычи в стране пройден примерно полтора десятка лет назад, а с 2011 года экспорт углеводородов практически прекращен — все потребляется на месте), расположена в опасной близости к основным нефтетранспортным маршрутам.

Именно из-за опасений по поводу риска для путей транспортировки нефти в последние дни наблюдается скачок стоимости нефти на биржах до 115 долларов за баррель. И это не предел. Так, аналитик "Инвесткафе" Григорий Бриг прогнозирует дальнейший рост котировок до 120-125 долларов за баррель, а некоторые экономисты уверены, что дойдет и до 150 долларов. Но, как пояснил Григорий Бирг "Правде.Ру", такое повышение цен возможно лишь в том случае, если сирийский конфликт перерастет в более существенный, с участием других стран Ближнего Востока, и если будет перекрыт Ормузский пролив.

"Сама по себе Сирия не является ключевым игроком на рынке нефти. Скорее речь идет о том, что опасаются дестабилизации геополитической ситуации на Ближнем Востоке. То есть, если на Сирию приходится 0,2 процентов мировой добычи нефти, то на Ближний Восток — 30 процентов. То есть, опасение вызывает вовлечение в конфликт других стран — Ирана, Египта и так далее. Именно поэтому цены вырастут", — считает аналитик.

Но в рамках нынешней ситуации, конечно, ни о каком повышении стоимости нефти на 75-100 процентов речи не идет. И прежде всего потому, что такой бурный рост в короткий срок убьет всяческое производство где бы то ни было, чего мировая экономика просто не переживет. Даже нынешнее повышение уже создает серьезные проблемы, а потому большинство экспертов, вспоминая 2008 год уверены, что после кратковременного взлета нефтяной рынок ждет серьезный откат: тогда перед кризисом за бочку нефти просили 147,3 долларов, но к концу года цена упала до 35 долларов.

Сейчас, считают эксперты, нас вряд ли ждет столь сильный откат: вероятнее всего, цены вернутся к уже привычному уровню в районе ста долларов. Дело в том, что, несмотря на полуконспирологическую версию о найденных в Сирии гигантских запасах нефти объемом в 37 миллиардов тонн (!), которые могли бы серьезно обвалить цены, речь, скорее всего, идет о сланцевых месторождениях, да еще и расположенных на шельфе. Кроме того, сирийская нефть относится к категории "тяжелых" углеводородов (как и российская Urals). Устраивать маленькую победоносную войну, чтобы заполучить это сомнительное счастье? Овчинка выделки не стоит, а потому эти гигантские запасы вряд ли смогут оказать снижающее действие на стоимость нефти.

Читайте также: США в Сирии: блеф вместо аргументов

Да и вообще, как свидетельствует история, последние действия США в нефтеносных регионах приводят лишь к осложнениям с добычей. Особенно ярко это проявилось в Ливии, где находится самое богатое на африканском континенте месторождение. Как заявил на днях член парламентской комиссии Ливии по энергетике Слиман Каджам, официальная добыча черного золота упала до уровня 150 тысяч баррелей в день. До "демократизации" ежедневная добыча, между прочим, составляла 1,5 — 1,7 миллионов баррелей в день.

Кроме того, близки к своим пиковым значениям уровни добычи нефти в таких странах, как Саудовская Аравия и Ирак (где, помимо геологических сложностей, постоянно возникают сложности антропогенного характера — вроде подрывов нефтепровода местными партизанами). В целом же, сложившийся уровень стоимости углеводородов достаточно адекватно отражает баланс спроса и себестоимости добычи — куда уж тут падать?

На этом бы можно и завершить обзор вероятного развития событий, порадовавшись за Россию, в кои-то веки умудрившуюся загрести жар чужими руками (очевидно же, что так называемая "военная премия" в цене нефти изрядно пополнит российский бюджет), однако очень уж радоваться не получается.

Даже если забыть о том, что деньги эти будут насквозь пропитаны кровью сирийцев, счастья нам они не принесут в любом случае. По мнению многих экспертов, обострение ситуации в Сирии подвигнет инвесторов к переориентации капиталов с рынков развивающихся стран на рынки развитых. Убыток от падения российского фондового рынка в этом случае перевесит выгоды от роста стоимости нефти.

Читайте также: "Проиграем Сирию - на нас все будут плевать"

Между тем глава комитета ГД по экономической политике Игорь Руденский в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" выразил надежду, что ситуация в Сирии разрешится мирным путем. "Если даже что-то произойдет, я не думаю, что это глобально скажется на мировом рынке нефти, — заметил депутат. — Цены на нефть "пляшут" у нас последние пять-шесть лет, они повышаются и снижаются. Зачастую, конечно, это подогревается тем, что сегодня происходит — и на фоне Сирии, и на фоне других каких-то моментов. Например, если идет рост экономики в Европе, соответственно спрос растет — цены на нефть растут, спрос падает — цены падают. Сегодня говорить о том, что будут какие-то резкие скачки или резкие падения, мне кажется, вообще преждевременно. В общем, ситуация достаточно стабильная. Сейчас вы видите, что происходит: на саммите "большой двадцатки" все говорят о том, что действительно рост мировой экономики замедляется, поэтому нужно искать совместно пути выхода из глобального кризиса. Так что, на мой взгляд, в ближайшие годы ничего экстраординарного не должно произойти".

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика" 

Автор Илья Никонов
Илья Никонов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить