Опубликован проект транспортной стратегии до 2030 года

Транспортная стратегия: мечты и реальность

Российское правительство поддержало актуализированный проект транспортной стратегии до 2030 года, но одобрить его не смогло. По двум причинам: из-за расхождения в стоимости базового и инновационного сценариев в 36 триллионов рублей и отсутствия утвержденной бюджетной стратегии, которая прояснит ситуацию с ожидаемым объемом поступлений в бюджет.

Вместе с тем, стратегия дает представление о том, какой будет политика в области транспортных систем — этого "скелета" страны. Впрочем, некоторые проекты выходят далеко за пределы российских границ. Например, прописанные в документе планы ОАО "Российские железные дороги" предполагают прокладку широкой колеи прямо до австрийской Вены по маршруту Москва — Братислава — Вена (колея шириной 1520 миллиметров) вкупе с созданием логистико - провайдерского центра в районе австрийской столицы.

Кроме того, РЖД планирует связать с Транссибом и Транскорейскую магистраль, для чего запланирована реконструкция участка северокорейской железной дороги Хасан — Раджин (колея шириной 1520 миллиметров), а также создание контейнерного терминала в городе Раджине (Корейская Народно-Демократическая Республика). Также планируется создание логистических центров в пунктах стыка линий с разной шириной колеи и в морских портах Дальнего Востока для обеспечения торговли Российской Федерации с Японией, Республикой Корея и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Стратегия предполагает прокладку к 2030 году 20730 километров новых линий. Из них социально значимых линий — более 1,2 тысячи километров. Планируется строительство в Южном федеральном округе линии Волгоград — Элиста, в Уральском федеральном округе — линии Ханты-Мансийск — Салым, в Сибирском федеральном округе — линии Бийск — Горно-Алтайск, в Дальневосточном федеральном округе — линий Тыгда — Зея и Селихин — Ныш.

А пассажирские двухэтажные вагоны планируется пустить на следующих маршрутах: Санкт-Петербург — Москва; Санкт-Петербург — Вологда — Киров — Свердловск; Москва — Нижний Новгород; Москва — Казань; Москва — Рязань — Самара; Москва — Тамбов — Саратов; Москва — Воронеж — Ростов — Адлер (Анапа — Новороссийск); Ростов — Кисловодск.

Читайте также: "Платные дороги никогда прибыли не приносили"

Также в стратегии присутствуют планы создания инфраструктуры скоростных железнодорожных линий (порядка 9 тысяч километров) и высокоскоростных железнодорожных магистралей (порядка 4,5 тысячи), а также строительство до 2015 года вторых путей на участках протяженностью 2407,9 километра.

В области автодорожной инфраструктуры планируется строительство и реконструкция около 8 тысяч километров автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в том числе 3,5 тысяч километров автодорог, входящих в состав международных транспортных коридоров.

В стране будут платными почти 2 тысячи километров автодорог. В частности, в стратегии говорится о строительстве и реконструкция 1,9 тысячи километров платных автомагистралей и скоростных дорог, среди которых скоростная автомагистраль Москва — Санкт-Петербург, Центральная кольцевая автомобильная дорога в Московской области, автодорога М-4 "Дон" (от Московской кольцевой автомобильной дороги до границы Воронежской области). Новые дороги должны появиться на русском севере, где предусмотрена модернизация существующих и строительство новых трасс Колыма", "Лена", "Вилюй", Салехард — Новый Уренгой — Сургут.

Кроме того, планируется обеспечить подъездами с твердым покрытием 3,3 тысяч сельских населенных пунктов, где живут более 125 человек и до ближайшей дороги не более 5 километров.

Одной из самых интересных заявок является перевод 50 процентов автомобильных парков крупных городов на альтернативные виды топлива. Правда, на какие именно виды альтернативного топлива необходимо перевести автотранспорт и как это можно сделать, авторы стратегии предусмотрительно умалчивают…

При этом в 2020 году на дорогах страны будут ездить 47 миллионов легковых авто, а в 2030 — 52 миллиона единиц, 6,5 миллиона грузовиков и около миллиона автобусов. В области воздушного транспорта предусматривается увеличение до 2020 года количества действующих аэропортов до 357. Уже к 2030 году аэродромная сеть должна включать в себя более 500 аэропортов, причем расширять ей планируется преимущественно за счет развития региональных воздушных гаваней.

Необходимый объем поставок самолетов до 2030 года оценивается в 2000 — 3000 пассажирских самолетов. При этом авторы обтекаемо заявляют об "экономически оправданном" соотношении отечественных и иностранных самолетов. В то же время планируется снизить средний расход топлива на единицу транспортной продукции к 2030 году до 0,27 кг/ткм и себестоимость перевозок к 2020 — 2030 годам на 15 — 25 процентов.

В сфере водного транспорта планируется спуск на воду в указанный период трех новых атомных ледоколов, чего, впрочем, не хватит для замены действующего парка северных атомоходов. Всего до 2015 года планируется пополнить транспортный флот 144 судами суммарным дедвейтом 6,2 миллиона тонн, а в 2016 — 2030 годах флот может получить еще 397 судов суммарным дедвейтом 19,5 миллиона тонн. В стратегии упоминается реконструкция и расширение ряда внутренних водных путей страны.

Стоимость консервативного и инновационного сценариев авторы стратегии оценили соответственно в 70,6 триллиона рублей и 106,5 триллиона рублей. Во вторник заместитель главы Минфина Андрей Иванов доложил Владимиру Путину о вероятном падении бюджетных доходов в 2014–2016 годах в совокупности на 1,6 триллиона рублей. С учетом бюджетной неопределенности было предложено утвердить транспортную стратегию после рассмотрения правительством нового трехлетнего бюджета. Впрочем, в предложенном проекте основные расходы, 76 процентов всех инвестиций, запланированы на 2020-2030 годы.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Анатолий Мирановский
Анатолий Мирановский — журналист, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить