Пешеходы виновны в 20 процентах нарушений на дорогах России

ДТП: бабушки с авоськами лидируют

Бабушки — наиболее вероятные, не считая водителей, виновницы дорожно-транспортных происшествий. Даже по официальной статистике, которая не всегда учитывает общее число дорожных инцидентов, 15 процентов пешеходных ДТП происходят в результате действий женщин старше 65 лет. А всего пешеходы виновны в 20 процентах нарушений на дорогах России.

В СМИ, да и в общественном мнении сложился устойчивый стереотип, что практически всегда виновник ДТП или аварии — водитель. Так ли это? Вот хроника дорожных инцидентов лишь одного российского дня.

В Архангельске судили водителя грузового "Урала", который сбил 72-летнююю женщину, пересекавшую улицу недалеко от пешеходного перехода: "зебра" там нарисована на асфальте лишь в 50 метрах. Бабушка вроде бы и не собиралась переходить на другую сторону, стояла на тротуаре. И надо же, как только груженый "Урал" подъехал поближе, вдруг метнулась через мостовую. И попала под колеса, получив серьезные травмы, тормозной путь оказался слишком длинным.

Шоферу присудили ограничение свободы на полтора года с установлением следующих ограничений: не менять место жительства и пребывания, не выезжать за пределы территории Архангельска без согласия специализированного органа, осуществляющего надзор за осужденными. Ну, а строительная контора, где он работает (точнее, уже работал), заплатит пострадавшей бабушке 800 тысяч…

Читайте также: Главное — улицу на тот свет не перебегать

На перекрестке проспекта Ленина и улицы Кирова в Петрозаводске мотоциклист сбил пешеходов, переходивших дорогу на красный свет. В результате аварии 48-летняя женщина получила открытый перелом голени, а 78-летний мужчина — сотрясение мозга. Оба они госпитализированы. Оказалось, что водитель мотоцикла был трезв, хотя и передвигался без шлема и документов. Его привлекли к административной ответственности, хотя он и ехал, как полагается, на зеленый, и не мог предполагать, что пара вдруг рванет на запрещающий сигнал светофора.

В тот же день там же, в столице Карелии, на улице Антикайнена водитель ВАЗовской "семерки" сбил девятилетнего мальчика. Ребенок получил ушиб головного мозга тяжелой степени, перелом теменной кости. Трагедия произошла на нерегулируемом пешеходном переходе напротив детского городка. Пострадавший мальчик пересекал проезжую часть на велосипеде. По-видимому, никто из взрослых ему не объяснял, что "зебру" переходят спешившись, поскольку водитель не всегда может отреагировать тормозами на быстро двигающееся наперерез несамоходное транспортное средство, коим и является велосипед.

На улице Ленинская города Ростова, что в Ярославской области, водитель мотоцикла, без водительских прав и без номерных знаков, совершил наезд на очень нетрезвого немолодого пешехода, двигавшегося по проезжей части без каких-либо признаков пешеходного перехода… Пожилой мужчина скончался на месте, а водитель мотоцикла с множественными ранами головы госпитализирован. Но отвечать-то все равно придется ему.

В Миассе в это время произошло жуткое ДТП аж с тремя пешеходами. Водитель сбил компанию молодых людей, переходивших улицу в неположенном месте в темное время суток. Девушка не выжила после аварии, двое других пешеходов попали в больницу с тяжелыми травмами. Свидетелям трагедии удалось запомнить номера "восьмерки", и машину объявили в розыск. Через два с половиной часа водителя, скрывшегося с места происшествия, удалось задержать. В момент задержания он был пьян. Полицейским он рассказал, что напился с горя и от страха уже после ДТП. Но наказания ему все равно не миновать.

Читайте также: Автомобилисты vs пешеходы — кто победит?

Что же делать, чтобы не подстерегла водителей, коими, я уверен, является значительная часть наших читателей, так сказать, роковая случайность? На этот вопрос ответил корреспонденту "Правды.Ру" заместитель руководителя одной из известных автошкол ДОСААФ на Северо-Западе России Вадим Николаевич Бортко:

"Наверное, я произносил эти слова в своей жизни уже тысячи раз. Но считаю, что в этом случае именно повторение — мать учения! Итак, на что следует обратить внимание водителю для предотвращения наезда на пешехода? Первое: остановки общественного транспорта. В непосредственной близости от них пешеходы почему-то очень любят неожиданно появляться на дороге перед проезжающим транспортом.

Второе: притормаживающие на дороге автомобили. Водители часто пропускают пешеходов даже вне пешеходных переходов и если этого вовремя не заметить, можно попасть в ДТП.

Далее. Пешеходы, переходящие проезжую часть в темное время суток и не имеющие светоотражающих предметов. Даже на пешеходном переходе человека, одетого в темную одежду, не всегда можно вовремя заметить. Это следует помнить при движении ночью в населенных пунктах.

Припаркованные автомобили. Бывают ситуации, когда из-за припаркованных как попало машин движение на дороге сильно затруднено. Однако это не останавливает пешеходов от неожиданного выхода на проезжую часть.

Ну и, так сказать, апогей для водителя — нерегулируемый пешеходный переход рядом с остановкой общественного транспорта, рядом с которым припаркован грузовик или микроавтобус, в темное время суток. Ситуация в жизни хоть и не часто, но встречается, и следует быть в ней предельно осторожным. Двигаться нужно на первой или второй передаче, внимательно анализируя ситуацию.

Но и пешеход, двигаясь по мостовой, так сказать, на своих двоих, обязан соблюдать те же правила движения, что и водители! Отдельно хочу отметить, что при переходе проезжей части вне пешеходного перехода (на перекрестке или просто где-то на дороге) пешеход не должен создавать помех транспортным средствам и выходить из-за препятствий, ограничивающих обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся машин".

Читайте также: Выпил спиртное? Забудь о велосипеде!

И напоследок немного пугающей дорожной статистики — так сказать, чтобы проняло. По официальной данным ГИБДД, в 2012 году в России произошло около 200 тысяч ДТП, в которых погибло почти 28 тысяч человек и получило ранения 250 тысяч. Ущерб от всех ДТП равняется около 2,5 процента от внутреннего валового продукта.

И еще: полицейские в Кузбассе в ходе специальной операции "Шок" вместо наказания за нарушение правил дорожного движения показывали водителям и пешеходам видео с последствиями жутких ДТП. Нарушителей приглашали в автомобиль ДПС, где демонстрировали специальный ролик с кадрами искореженных машин и искалеченных людей… Говорят, действовало сногсшибательно.

Но этого, бесспорно, мало. Если административный и уголовный кодексы достаточно полно описывают все возможные правонарушения по вине водителей, то пешеходам уделено гораздо меньше внимания. И ответственность их гораздо мягче, хотя, как видно из статистики, последствия могут быть крайне тяжелыми. Общественным организациям автомобилистов, да и народным депутатам вполне можно было бы озаботиться инициативой по соответствующим изменениям законодательства с тем, чтобы гармонизировать ответственность и водителей, и пешеходов, независимо от возраста и наличия авосек.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить