Златошвейное чудо в Екатеринбурге

В Екатеринбурге открылась выставка, на которую устроители ожидают не только горожан, но и специалистов из Москвы. На выставке древнерусского церковного шитья "Златошвейное чудо", представлены экспонаты Сольвычегодского историко-художественного музея.

На выставке будут показаны уникальные произведения древнерусского искусства — пелены, покровцы, "воздухи", плащаницы.

Большая часть экспонатов выставки — это своеобразные полотна на религиозные и исторические сюжеты, выполненные, правда, не красками, а золотыми нитками, шелком и атласом. Среди вышитых "картин, которые увидят зрители — "Вход в Иерусалим", "Рождество Богородицы", "Убиение царевича Дмитрия". Кроме того, в экспозицию вошли расписные ковры и одежды священнослужителей.

Пик развития златошвейного искусства пришелся на XV-XVII века. В тот период оно было даже популярнее традиционной иконы, но затем начало постепенно исчезать. Своеобразие экспонируемых работ в том, подчеркнула Абакумова, что их изготовляли народные мастерицы барских и княжеских мастерских, которые вносили в канонические сюжеты фольклорные мотивы. Необычно и то, что выставляться экспонаты будут не в музейном помещении, а в храме Рождества Христова.

Коллекции произведений златошвейного искусства из музеев Сольвычегодска и Перми относятся к наиболее интересным собраниям в России.

Уникальность коллекции Сольвычегодского музея признана не только в России, но и за рубежом.

Музей основан на базе древлехранилища Благовещенского собора — фамильной церкви именитых людей Строгановых (древлехранилище открыто на основе ризницы в 1916).

Благовещенский собор — уникальный памятник русского каменного зодчества II пол. XVI в. Летняя церковь Благовещенского собора является редким образцом древнерусского интерьера, сохранившего свое первоначальное убранство: фресковые росписи 1597-1600 гг. выполнены под руководством московских мастеров Стефаном Арефьевым и Федором Савиным; резной многоярусный иконостас (1693), осветительные приборы XVI-XVII вв.

Основу коллекции Сольвычегодского историко-художественного музея составляют вклады семьи Строгановых.

Отдел древнерусской живописи насчитывает 665 единиц, включая иконы Строгановского письма. Имеются подписные произведения Истомы Савина, Назария Истомина Савина, Посника Дербина, Истомы Елизарова, мастера Офонасия, Василея Кондакова, Федора Евтихиева Зубова (1667), Богдана Соболева и других.

Собрание декоративно-прикладного искусства включают ценнейшую коллекцию Строгановского лицевого шитья XVI-XVII вв., коллекцию мелкой пластики XVI-XIX вв., высокохудожественные произведения серебросканного, черневого, финифтяного искусства XVI-XIX вв., основная часть которых является Строгановскими подписными вкладами. Отдел декоративно-прикладного искусства включает также 426 ед.хр. предметов церковных облачений с шитыми золотными нитями оплечьями из тканей XVI-XIX вв.

Имеется собрание редкой, рукописной и старопечатной книги XVI-XIX вв., собрание документов кон. XVII-XX вв. и фотоархив начала XX в.


Музей располагает богатой коллекцией предметов быта и этнографии: головными уборами и крестьянской одеждой XIX-XX вв., деревянными изделиями с пермогорской, ракульской, верхнеуфтюгской росписью.

Наиболее ценные для православных реликвии, хранившиеся в годы советской власти в музее, переданы в Храмы, однако экспонаты коллекции часто путешествуют по разным странам и везде вызывают живой интерес и восхищение талантом рукодельниц.

Елена Киселева
"ПРАВДА.Ру"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *