В январе 2014 начнется строительство первого участка нового кольца вокруг Москвы

Москва наденет четвертое кольцо

О строительстве центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в московском регионе речь зашла еще в 90-е годы прошлого века. В документах федерального значения упоминания о магистрали появились впервые в 2001 году. Сегодня власти сдули с проекта толстый слой пыли, обратив внимание на то, что его реализация может решить множество экономических задач.

Строительство трассы в 50 километрах от МКАД в сторону Подмосковья планируется начать уже 1 января 2014 года. В масштабный проект будет инвестировано в общей сложности 300-350 миллиардов долларов. О готовности в ближайшем будущем дать старт возведению ЦКАД сообщил президент РФ Владимир Путин, выступая в понедельник, 12 августа, на совещании по развитию московского транспортного узла, как передает Российской информационное агентство "Новости".

Инвестирование многообещающего проекта четвертой кольцевой дороги вокруг Москвы будет осуществляться частично из российской казны (74 миллиарда рублей), и частично из других источников, то есть при участии частных инвесторов (76 миллиардов рублей). Кроме того, к строительству ЦКАД будут привлечены средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Соответствующее решение российский президент озвучил еще в июне текущего года на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума.

Читайте также:    МКАД оградили штрафными отбойниками        

Необходимость "распечатать" фонд, куда в последние годы поступали излишки нефтяных доходов, связана с тем, что бюджетных средств хватает лишь на два участка дороги из пяти. При этом без средств из ФНБ на строительство этих участков придется потратить слишком много времени, и в эксплуатацию они будут введены лишь в 2020 году. В случае же поступления допсредств из фонда полностью завершить строительство ЦКАД можно будет уже к осени 2018 года, что является безусловным плюсом. К тому же средства из фонда, в размере 150 миллиардов рублей, изымаются на возвратной основе, а правительство ждет серьезнейшей отдачи от строительства ЦКАД, проезд по которой практически на протяжении всех участков будет платным. При этом период возврата средств ФНБ, как было обозначено на совещании, составит 28 лет, а отсрочка по выплате купонных платежей — 7 лет.

Впрочем, стоимость проезда по платным участкам ЦКАД будет не слишком высокой. По словам Владимира Путина, цена проезда должна быть адекватной, иначе будет поставлена под угрозу эффективность всего проекта.

"Поскольку будет проезд платный, то, соответственно, от цены очень многое зависит. Не следует ожидать, что те деньги, которые будут платить профессиональные перевозчики и обычные автомобилисты за пользование этой дорогой — это деньги, которые могут сформировать нам бюджет дорожной отрасли. Некоторые чиновники зря надеются на это, потому что во всем мире, во всех странах платные трассы составляют ничтожные проценты, несколько процентов, доли процентов — 2-3-4 процента, но не более. И этими деньгами дорожное строительство не покрывается. Данных денег хватает только на текущее обслуживание этих дорог — это максимум", — рассказал "Правде.Ру" первый заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.

Предполагается, что дорога будет отвечать всем критериям суперсовременных платных магистралей. Состоять она будет из четырех-восьми полос (в зависимости от участка) со скоростью движения 150 километров в час. Общая протяженность трассы составит 521 километр. На пути широкополосной магистрали располагается множество населенных пунктов. Потому одной из ключевых проблем правительства является вопрос о том, как избежать социального недовольства, связанного с выкупом земель под государственные нужды. А меж тем, по данным издания "Эксперт", концепция проекта предполагает, что в зоне влияния ЦКАД окажется от 30 до 35 тысяч гектаров земли. Причем половина из них может быть освоена под жилищное строительство. Поэтому оценке земельных участков и выкупа их у собственников власти должны уделить особо пристальное внимание, дабы не ущемить интересы граждан.

"На стадии проектирования (я говорю, как должно быть) проходят общественные слушания, и проектировщики должны учитывать мнение жителей, — пояснил Вячеслав Лысаков. Однако, он подчеркнул, что на самом деле нередко пожелания граждан игнорируются застройщиками, — это, конечно, совершенно неправильно, хотя понятно, что в каких-то случаях добиться удовлетворения всех пожеланий жителей невозможно. То есть должен быть компромисс. Поэтому естественно, если дорога проходит через населенные пункты, то эти земли должны быть выкуплены. А сейчас законодательство у нас поменялось, должна быть выплачена компенсация, либо предоставлено соответствующее жилье. В данном случае власть должна работать с теми людьми, которые попадают в зону строительства дороги. Там возможны, конечно, конфликтные ситуации и конфликты интересов, но их надо решать, не доводя до состояния известного Химкинского леса".

По словам депутата, крупные государственные проекты, такие как строительство ЦКАД — это как раз тот случай, когда "приходится идти на ущемление интересов небольшой группы лиц для того, чтобы решить проблемы общества в целом". Однако, разумеется, вопрос должен быть урегулирован путем имеющихся механизмов, которые помогают найти решение, избегая конфликтных ситуаций.

Самая большая угроза, по мнению властей, заключается в коррупционной составляющей, которая может сопутствовать оценке имущества и участков, находящихся на пути строительства ЦКАД. Эксперты рынка недвижимости согласны, что опасность кроется в оценочных действиях, но, по их мнению, наибольшую угрозу предоставляет тот факт, что общая сумма компенсаций за дорогостоящие дачи и участки подмосковных собственников может составить едва ли не всю стоимость проекта. И в данном случае следует ожидать попыток властей минимизировать свои траты путем "каких-то хитростей", считает гендиректор компании "Мосгеоплан" Илья Палателев, мнение которого приводит "Эксперт Online".

Финансирование проекта ЦКАД и так находится под пристальным вниманием первых лиц государства, поскольку организация столь масштабного проекта несет в себе угрозу крупных хищений, тем более в российских реалиях. И подобного рода хищения могут оказать влияние на качество четвертой кольцевой дороги, которое в обязательном порядке должно соответствовать техническим требованиям, чтобы отвечать поставленным перед проектом задачам.

"Такая дорога нужна была еще вчера — а не завтра, не в 2018 году, не в 2020-м, — считает депутат Лысаков, — она давным-давно нам нужна. У нас, к сожалению, протяженность российских дорог приблизительно миллион километров, и нам не хватает столько же. То есть у нас вдвое не хватает дорожной сети. Поэтому любой крупный объект, любая достаточно протяженная федеральная трасса или в данном случае кольцевая, которая явно разгрузит весь московский регион, конечно, будет очень актуальна".

Помимо разгрузки московских автодорог перед ЦКАД ставятся такие задачи, как развитие Московской области, облегчение предпринимательской деятельности в регионе, создание различной инфраструктуры, что повлечет за собой появление новых рабочих мест.

"Это замечательный проект, который, конечно же, скажется в первую очередь на бизнесе, которому будут облегчены условия проникновения для товаров в московский регион, — поделился своим мнением глава комитета ГД по экономической политике Игорь Руденский, — Соответственно, и само ведение бизнеса облегчится. Для того, чтобы поставлять товары из одного региона в другой, не придется прибегать к сегодняшней московской кольцевой дороге. В то же время кольцевая дорога разгрузит и МКАД".

Комментируя предположение экспертов о том, что строительство ЦКАД способно простимулировать рост российского ВВП, Игорь Руденский заметил, что "прямым образом это, конечно же не скажется на росте ВВП, но косвенно это будет способствовать улучшению инвестиционного климата, развитию инфраструктуры". По словам эксперта, появление ЦКАД — это огромный плюс не только для Москвы, но и для Московской области, которая получит серьезный толчок к развитию.

Активная фаза строительства дороги начнется 1 января 2014 года с участка протяженностью 64 километра, который находится между федеральными трассами М-4 "Дон" и М-1 "Беларусь" и считается в проекте приоритетным.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"  

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить