Рассказ о мистике и оккультисте Фабре д’Оливе

Мистики: Фабр д’Оливе и кольцо невидимки

Драматург, философ-мистик, теософ, немного шарлатан и интриган Антуан Фабр д'Оливе после смерти своей возлюбленной получил откровение. Оно послужило толчком к созданию значительных эзотерических трудов. Знание языков и космогонических систем народов Древнего Востока вкупе с пылким воображением приводило его к совершенно фантастическим гипотезам.

Антуан Фабр д'Оливе (Antoine Fabre d'Olivet) родился 8 декабря 1767 года в протестантской семье, которая жила в Ганже (Ganges), департамент Эро (Hérault) на юге Франции. Его отец Антуан-старший был богатым торговцем шелковыми чулками и своего сына он также определил по коммерческой части, отправив на учебу в Париж около 1780 года. Там Антуан Фабр д'Оливе сначала стал учеником философа Делиля де Саль: он начинает писать поэмы и патриотические театральные пьесы. Во время революции Фабр д'Оливе вступает в якобинский клуб, оставаясь при этом другом Тьерри Дюклозо, главы одного из роялистских заговоров. Первое время Фабр д'Оливе выступает на стороне республики против Бонапарта, после чего его приговаривают к ссылке, и только вмешательство одного из его влиятельных друзей спасает от этой неприятности.

В 1791 году он порывает с политикой и спустя шесть лет, уже при Директории, основывает журнал "Невидимка" (L'Invisible) и успевает выпустить 107 номеров, хотя в основе этого издания лежал чистейший обман. Фабр д'Оливе утверждал, что он обладает кольцом, которое делает его невидимым и тем самым позволяет ему присутствовать на заседаниях Законодательного собрания и наблюдать галантные сцены во дворце Пале-Рояль. Свои произведения, написанные по-провансальски, а он знает множество языков, Антуан выдает за подлинные творения некоего трубадура.

В 1799 году Фабр д'Оливе опубликовал любовный роман Azalaïs et le gentil Aimar ("Азале и славный Эймар"), в 1801-м — "Письма сестре Жюли об истории" (Lettres à Sophie sur l'histoire) — "космогонический, мифологический и даже исторический" роман, описывающий, в частности Атлантиду. В том же году выходит его, но под псевдонимом, учебник игр, принятых в обществе "Светский ученый".

В 1800 году он безумно влюбляется в молодую женщину, но она через два года скончалась. Некоторое время Фабр д'Оливе подумывал о самоубийстве, но в самый последний момент к нему во сне явилась умершая. Потом она предстала в образе призрака, по его словам, "когда глаза совершенно открыты". Жизнь Фабр д'Оливе после этого события полностью изменилась. "Последствия этого события были для меня огромны. И, возможно, будут огромны для всего человечества", — писал он в своих изданных посмертно "Воспоминаниях" (Mes souvenirs), где рассказывает, как в результате постигшего его удара пришел к построению своей оккультной теории.

В 1805 году Фабр д'Оливе женился на директрисе учебного заведения для молодых девиц. В 1823 году жена покинет его и уйдет вместе с тремя детьми. Фабр д'Оливе полагал, что все его напасти исходят от Наполеона. Отчасти он был прав, по отношению к нему цензура была куда более строга, нежели к другим. В 1811 году ему удается излечить некоего Родольфа Гриваля — глухонемого от рождения. Антуан под гипнозом заставлял больного слушать музыку, которую играли на разных инструментах у него за спиной.

В свой самый плодотворный период Фабр д'Оливе издает несколько произведений подряд. Среди них стоит отметить "Золотые стихи Пифагора" (Vers dorés de Pythagore). В этой книге автор переводит нерифмованным александрийским стихом некий текст, который приписывает Лисию, сопровождая последний своим комментарием. Свои рассуждения о праязыке он излагает в труде "Восстановленный древнееврейский язык" (La Langue hébraïque restituée). Метод излечения от глухоты изложен им в 1819 году в "Некоторых заметках о чувстве слуха". И, наконец, опус, являющийся ключом ко всему его творчеству — "Философская история рода человеческого" (Histoire philosophique du genre humain), издан в 1821 году.

Читайте также: Мистики: Пифагор и его теория реинкарнации

Фабр д'Оливе утверждал, что его интересует "универсальный человек в абстрактном понимании", под которым понимал "существо, универсальная сущность которого включает в себя всех людей, которые были, есть и будут. Этот человек есть совокупность всех людей, но совокупность всех людей не есть этот человек". По мнению мистика, отправной точкой цивилизации была "теократическая империя, основанная друидом Рамом за шесть тысяч лет до Рождества Христова. Рам переселяется и становится Рамой в Индии, Осирисом в Египте и Аполлоном в Греции…"

Читайте также: Великие мистики в реалиях: Пифагор

Фабр д'Оливе утверждал, что его интересует "универсальный человек в абстрактном понимании", под которым понимал "существо, универсальная сущность которого включает в себя всех людей, которые были, есть и будут. Этот человек есть совокупность всех людей, но совокупность всех людей не есть этот человек". По мнению мистика, отправной точкой цивилизации была "теократическая империя, основанная друидом Рамом за шесть тысяч лет до Рождества Христова. Рам переселяется и становится Рамой в Индии, Осирисом в Египте и Аполлоном в Греции…"

В этот период возобновляются его отношения с духом умершей возлюбленной. 19 октября 1824 года на собрании созданной им ложи "Теократический универсальный культ" (Théodoxie Universelle) Фабр д'Оливе (объявивший себя "почитаемым главой культа") открывает ученикам, что в его отношениях с Жюли Марсель, его покойной советчицей, возникли трудности. Призрак умершей, по его словам, натолкнулся на враждебность со стороны его окружения.

"Некий демонический дух, истинное имя которого мне не разрешено назвать, объявил себя ее врагом. Между ним и моей слишком верной Эгерией завязалась страшная битва… Моя Жюли была побеждена, вынуждена была отступить и подчиниться законам судьбы, которые она презрела, чтобы доказать мне свою любовь… Она упала из мира сущностей в мир реальности и была вынуждена найти себе тело и возродиться в нем, чтобы еще раз нести оковы бренного бытия".

Врагом Жюли оказалась супруга Фабра д'Оливе, доведенная до отчаяния этой мистической связью. Антуан, уверенный, что Жюли воплотилась в тело 12-летней девочки, повсюду искал ее до самой своей смерти. Антуан Фабр д'Оливе умер внезапно от апоплексического удара 27 марта 1825 года. Вскоре усилиями Сент-Ива д'Альвейдре появилась легенда, что д'Оливе покончил с собой в ритуальном одеянии, чтобы принести космическую жертву. Прах этого мистика покоится на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *