Маньяк Кастро: "Я не чудовище, я жертва"

Похожий на профессора человек с бородкой и в очках не чудовище, а больной человек, одержимый болезненной страстью к порнографии. Так он сам себя представляет на суде. 53-летний житель американского штата Огайо, который в течение десяти лет насильно удерживал трех молодых женщин, избивал и насиловал их, приговорен к пожизненному заключению.

Суд признал Ариэля Кастро (Ariel Castro) виновным по всем 937 пунктам обвинения из 977 и, хотя всю оставшуюся жизнь он проведет в тюрьме без возможности досрочного освобождения, от смертной казни его уберегли.

В настоящее время похищенным женщинам 23, 27 и 32 года. В период с 2002 по 2004 год Кастро похитил Мишель Найт (Michelle Knight), Аманду Берри (Amanda Berry) и Джину де Хесус (Gina De Jesus) и насильно удерживал в своем доме в рабочем районе города Кливленда (штат Огайо). Мучения девушек кончилось только в мае этого года, когда Берри вместе с рожденной в рабстве дочерью с помощью соседа смогла убежать из плена и сообщить в полицию.

Секс-рабыни вели в вынужденном заключении дневники, но даже их откровения не смогли до конца прояснить все вопросы. Из записей следует, что Кастро сознательно не запер дверь комнаты Берри, чтобы способствовать ее бегству. Он также попросил суд о возможности видеться со своей дочерью, но судья отверг эту просьбу как "непомерную". Самая большая загадка для следствия заключается в том, почему ни соседи, ни дети, ни подруга Кастро не имели никаких известий от пленниц.

В интервью "Правде.Ру" психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, профессор психиатрии, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов прокомментировал ситуацию .

— Жители западных стран отличаются бдительностью и стремлением донести в полицию обо всех подозрительных явлениях. Почему столько лет молчали соседи — действительно не знали или просто не вмешивались в чужие дела?

— Термин "доносительство" имел под собой политическую подоплеку и касался критических высказываний в адрес партии и правительства. Это был очень удобный способ устранять неугодных людей. И это осталось в очень далеком прошлом. А Запад имеет в виду — защиту самих себя. И если на шоссе кто-то выкинул пачку сигарет или окурок десятки автолюбителей позвонят в полицию, потому что на этом мусоре могут разбиться люди. В Германии старички сидят на лавочках и наблюдают за порядком зорче чем полиция. Появляется странный господин, ощупывающий чужие машины, через секунду явятся полицейские и его заберут. Поэтому доносительство здесь неправильный термин. Это забота о своей безопасности.

В случае с Ариэлем Кастро, безусловно, никто не знал и не догадывался, что этот господин удерживает в заложниках у себя трех женщин. Может быть что-то казалось странным в поведении, но не до такой степени, чтобы об этом можно было сообщать в полицию и считать это криминалом.

— Как и чем можно объяснить вынесенный приговор?

— Это очень распространенная система, когда дают три пожизненных, пять пожизненных сроков. Если три пожизненных -это очень удобная система, отбивающая руки адвокатам, которые начинают ходатайствовать о досрочном освобождении с какого-то срока. На мой взгляд, эта система правильная, потому что несколько лет назад приговоренного к пожизненному Оноприенко за 46 убийств. Его адвокаты подавали ходатайство, что он хорошо ведет себя в тюрьме, никого не убивает и не насилует, и нельзя ли его выпустить на свободу? Когда комиссия спросила: что ты будешь делать на свободе? Он сказал: я продолжу свое дело, я должен был трупами сделать крест на территории Украины с севера на юг и с запада на восток, я должен это довести до конца. Вот такие случаи исключены, если дают два, три пожизненных срока. Поэтому подход этот разумный и позволяет сразу ловких адвокатов отсечь от продолжения так называемой защиты насильников, маньяков и убийц.

— Что вы думаете о теории виктимности — склонности человека стать жертвой преступления?

— Если говорить о виктимности: и да, и нет. Потому что к глубокому сожалению, провоцирующее поведение жертвы имеет место во многих случаях. Пошла с малознакомым человеком в лес, была изнасилована и убита. Села в чужую машину подвезти, в машине уже сидели двое мужчин, завезли в лес, изнасиловали и убили. Это и есть виктимность, это и есть провоцирующее поведение жертвы. Но идет женщина с ночной смены и деваться ей некуда, она должна дойти до дома. А дома никого нет или дома дети, которые все равно ее ни от кого не защитят. В такие ситуации попадают и случайные люди, и беда состоит в том, что преступники выискивают жертв не только по признаку виктимности.

Читайте также: Ученые классифицировали маньяков

Но возьмем случай, я назову имя Полины Мальковой, этот случай в Красноярске отвечает на все ваши вопросы. Насильник схватил пятилетнюю девочку и как поросенка подмышкой в автобусе провез через весь город до того места, где он на заброшенной стройке смог совершить свое гнусное дело. И никто в автобусе не спросил: "Дядя, ты кого везешь? Кто тебе эта девочка? Почему ты ее держишь подмышкой как поросенка?". Всем было не до него. Вот это потрясающее равнодушие у нас у населения имеет место все больше и больше. Люди ни на что не смотрят, ни на что не обращают внимания, не останавливают убийц и насильников, не заявляют о них в полицию.

Взять недавний случай, когда 15-летний курсант военного училища увидел, что бандиты обобрали человека. Он вызвал полицию по телефону и проследил, куда эти бандиты пошли и сообщил полиции, где они находятся. Он довольно долго шел за ними, пока не увидел, куда они конкретно вошли. У нас начинает просыпаться гражданская ответственность за себя и за окружающих.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Последние новости сегодня, 1 августа 2013 года 

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить