Агрохолдинги душат крестьян из зависти?

Малые крестьянские подсобные хозяйства оказались эффективнее крупных, а эффект масштаба производства в сельском хозяйстве работает не так, как в промышленности. К такому выводу пришли специалисты, изучив весьма интересный опыт украинских крестьян. С момента развала СССР они развивались в естественных условиях без помощи со стороны государства.

Исследователи Киевской школы экономики подготовили доклад для Всемирного банка на основе изучения самостоятельного развития различных видов крестьянских хозяйств на Украине.

В докладе напоминается, что в 2001 году колхозно-совхозная земля была распределена между миллионами крестьян. Это и стало началом развития фермерских хозяйств в стране. Украинское сельское хозяйство на сегодняшний день является многоукладным и показывает значительные темпы роста. В стране насчитывается порядка 40 крупных сельскохозяйственных холдингов, которые обрабатывают 13,6 процентов посевных площадей (4,5 миллиона гектаров).

В течение десятка лет ученые наблюдали за функционированием средних и малых ферм. Несмотря на то, что издержки крупных сельхозпредприятий были меньше, эффективнее оказались малые хозяйства.

При этом до 2006 года небольшие хозяйства, к которым ученые отнесли фирмы с посевными площадями до 2 тысяч гектаров, буквально балансировали на грани рентабельности. Но затем именно эти предприятия стали демонстрировать самую высокую урожайность и минимальные потери. В результате самые большие урожаи были достигнуты на хозяйствах размером от 3 до 5 тысяч гектар. Но самую большую прибыль стали получать хозяйства размером с посевной площадью от 2 до 3 тысяч гектаров. То есть речь идет о небольших фермерских хозяйствах.

Как полагают ученые, выигрыш от масштаба производства не может сравниться с такими факторами, как цена земли, доступ к инфраструктуре и профессионализм агроспециалистов и менеджмента. А если опуститься еще на уровень ниже, то перед нами предстанет цветущее многообразие личных подсобных хозяйств, садовых и огородных товариществ, многие из которых показывают совершенно недостижимые для крупных хозяйств уровни урожайности.

Подметили исследователи и еще одну особенность. Когда крупные хозяйства начинают проигрывать "малышам", они пытаются их задавить с помощью административных методов. Когда в России вдруг появляется идея запретить содержание свиней на частных подворьях из-за с подозрительной регулярностью вспыхивающей африканской чумы — ищите заинтересованных появлении и реализации этой антинародной инициативы там же — в среде промышленных свиноводов, которые серьезно вложились в хрюшек за последние годы…

В целом же выводы украинских экспертов ложатся и на российскую реальность, где небольшие крестьянские подсобные хозяйства давно и успешно держат первенство по производству ряда сельскохозяйственных культур и даже в тяжелые годы сумели частично компенсировать обвальное падение в секторе животноводства.

Показательными в этом плане оказались 90-е годы, когда на фоне всеобщего развала в сельском хозяйстве страны, поголовье крупного рогатого скота сократилось на 54,8 процентов, или на 32,2 миллиона голов. В подсобных хозяйствах число голов КРС выросло на 1,6 миллионов, или 16,8 процентов.

Однако содержание скота сопряжено с целым рядом дополнительных сервисов, повлиять на которые у мелкотоварных производителей зачастую нет никакой возможности. Хотя и сейчас мяса и молока по разным данным частники производят примерно 35-40 процентов от общероссийского показателя.

Читайте также: Экорынок РФ на грани прорыва или провала?

Но куда более интересны показатели в растениеводстве. Согласно официальной статистике, после развала колхозно-совхозных хозяйства 43,9 миллионов граждан смогли так или иначе использовать для ведения личных подсобных хозяйств (ЛПХ) 8,2 миллионов гектаров земель. А 11,8 миллионам сельчан передали в собственность 116,1 миллионов гектаров угодий, нарезанных на земельные паи.

Еще в 1991 году на личных подсобных хозяйствах, занимающих порядка 2,4 процентов пашни страны, выращивалось 31,2 процентов валовой продукции сельского хозяйства. А уже в 2002 году, имея в своем распоряжении 3,7 процентов пашни страны, этот сектор производил 56,5 процентов валовой продукции сельского хозяйства.

В итоге в ЛПХ граждан на сегодняшний день производится картофеля — 92 процентов, овощей — 77, шерсти — 51, яиц — 30, а также почти 90 процентов фруктов, 95-97 меда и аналогичная доля плодово-ягодной продукции от общего объема, производимого в России.

Это означает, что небольшие российские хозяйства являются важнейшим элементом отечественного сельскохозяйственного производства. И единственной устойчивой в производственном отношении распределенной структурой, которая демпфирует последствия всех социально-экономических передряг, вызывающих массовые обрушения в секторе крупнотоварного сельскохозяйственного производства.

Де-факто личные подсобные хозяйства стали тем, чем могли стать фермеры западного образца, которых пытались внедрить в России. Такая форма хозяйствования привычнее и эффективнее, доказательством чему служит красноречивая статистика.

В итоге в России сложилась колоритная система хозяйствования на земле. Наибольшую эффективность показывают крупные агрохолдинги и "малыши" в виде многочисленных ЛПХ (личных подсобных хозяйств) и малых крестьянских хозяйств. Первые успешны за счет того, что создали цельную цепочку от поля до прилавка. Кроме того, некоторые культуры, в первую очередь зерновые, просто нереально выращивать в ЛПХ и в малых фермерских хозяйствах.

Маленькие игроки показывают несопоставимую со средними и крупными хозяйствами интенсивность производства, имея возможность с максимальным эффектом обрабатывать относительно небольшие площади и делая ставку на культурное многообразие получаемой продукции. Но если крупным агрохолдингам государство так или иначе помогает, то как дать новое дыхание ЛПХ — этому совершенно уникальному явлению в сельском хозяйстве ряда постсоветских стран?

Читайте также: У сельского хозяйства была не одна колыбель

В первую очередь нужно помочь со сбытом продукции. Торговым сетям малые производители не нужны, на городские мафиозные рынки им просто не пробиться. Остаются массовые и регулярные ярмарки, массовое строительство торговых павильонов шаговой доступности, развитие систем прямой доставки с сельской грядки на стол горожанина, открытый выход на перерабатывающие предприятия, которые в советское время посылали машины для мелкооптовых закупок сезонной продукции по селам и товариществам для последующей переработки.

Второй момент — повышение технической вооруженности "малышей", которым нужна своя экологически чистая мини-техника, вроде набирающих популярность квадроциклов, которые первоначально и создавались именно как сверхмалые сельскохозяйственные машины. Этот потенциально многомиллионный рынок для отечественного машиностроения пока никем не замечен, между тем как разумная и экологически чистая механизация в ЛПХ сделало бы этот сектор намного производительнее и успешнее.

Возможность создать действительно высокотехнологичное производство на паре-тройке гектаров станет привлекательным для миллионов новых мини-производителей. Ведь у нас полстраны — это не просто горожане, а заядлые дачники и бескомпромиссные огородники…

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Последние новости сегодня, 2 августа 2013 года 

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить