Выставка картин "Братства прерафаэлитов"

Братство прерафаэлитов покоряет Москву

Пожалуй, одним из главных культурных событий 2013 года для России стала выставка "Прерафаэлиты: викторианский авангард", проходящая в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина с 11 июня по 22 сентября. К сожалению, в нашей стране прерафаэлиты почти не известны. А ведь это одно из самых интересных течений мировой живописи!

Прерафаэлиты заявили о себе в начале 1850-х годов, причем не только в живописи, но и в поэзии. Это направление противостояло британскому искусству викторианской эпохи с его условностями, академизмом и подражанием образцам классики.

Началось все с того, что несколько художников решили объединиться в "секретное общество", оппозиционное официальным художественным течениям. "Оппозиционеры" считали, что английская живопись зашла в тупик, и единственным способом возродить ее станет возврат к традициям раннего итальянского искусства до Рафаэля. Речь шла о флорентийских художниках эпохи раннего Возрождения, таких, как Микеланджело, Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. В "Братство прерафаэлитов" (такое название получила вновь созданная организация) вошли поэт и живописец Данте Габриэль Россетти, живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Миллес, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн и Джон Уильям Уотерхаус.

На картине Россетти "Юность Девы Марии" впервые появились инициалы P. R. B., что означало "Pre-Raphaelite Brotherhood" — "Братство прерафаэлитов", впоследствии этими же буквами были отмечены "Изабелла" Миллеса и "Риенци" Ханта.

Прерафаэлиты полагали, что традиции религиозной живописи были уничтожены еще в XVI веке. Они отвергали мягкость форм, характерную для мастеров Ренессанса, предпочитая динамичные линии и насыщенный колорит.

В пику академизму, художники предпочитали писать с натуры, выбирая в качестве моделей своих близких. Так, для картины "Юность Девы Марии" Россетти позировали его мать и сестра, а "Офелией" Миллеса стала возлюбленная Россетти Элизабет Сиддал, поэтесса и художница. Поскольку для создания этой картины ей приходилось по нескольку часов лежать в переполненной ванне, а затем выходить на зимнюю улицу, Сиддал в конце концов серьезно простудилась и заставила Миллеса оплачивать свои счета от врачей.

Кроме того, прерафаэлитами были внесены изменения в традиционную технику живописи. Сначала холст грунтовали, намечали композицию, наносили сверху слой белил, затем убирали из него масло промокательной бумагой и писали поверх белил полупрозрачными красками… Вот почему краски на картинах сохранились такими свежими и яркими до наших дней.

Многие полотна прерафаэлитов были посвящены религиозным сюжетам, но художники относились к Библии скорее как к литературному источнику, чем как к собранию теологических истин. Это, разумеется, вызвало бурную критику. Так, излишний натурализм картины Миллеса "Христос в родительском доме" всколыхнул такую бурю негодования, что это привлекло внимание самой королевы Виктории. Неприятие со стороны критиков вызвало и полотно Россетти "Благовещение", выполненное с отступлениями от христианских канонов.

Читайте также: Кракозябры по цене полотен Ван Гога

Правда, прерафаэлитов неожиданно поддержал видный историк искусства и художественный критик Джон Рёскин. В одной из своих статей он написал, что работы этих живописцев могут "лечь в основу художественной школы, более величественной, чем все, что знал мир предыдущие 300 лет".

Постепенно прерафаэлитизм даже вошел в моду и стал пользоваться одобрением Королевской Академии художеств. Однако "Братство" со временем распалось. Так как в сущности, кроме увлечения "дорафаэлевской" живописью, его членов мало что объединяло. Так, Россетти перестал интересоваться религиозной тематикой и начал писать картины по мотивам произведений Данте и Шекспира.

Хотя в Британии течение прерафаэлитизма пользовалось огромной популярностью, мировая слава пришла к прерафаэлитам лишь на рубеже XX и XXI столетий. Что же касается нынешней экспозиции "Прерафаэлиты: Викторианский авангард", то она открылась в прошлом году в лондонской галерее Тейт Бритен и стала одной из самых популярных выставок за всю историю этого музея. С предложением привезти прерафаэлитов в Москву бывший директор, а теперь президент ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова выступила еще в 2008 году. В состав московской экспозиции вошло более 80 произведений живописи и прикладного искусства из музейных и частных коллекций США и Великобритании, включая и редкие шедевры.

Любопытно, что, несмотря на относительную "нераскрученность" прерафаэлитов в России, экспозиция вызвала у москвичей и гостей столицы самый настоящий ажиотаж: чтобы купить билет на выставку, нужно не менее часа простоять в очереди, а перед каждым полотном выстраивается толпа посетителей, стремящихся рассмотреть картину вблизи. Что бы ни говорилось, в россиянах все же сильна тяга к искусству!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Ирина Шлионская
Ирина Шлионская — автор Правды.Ру
Обсудить