Золотое кольцо: намоленный Ярославль

Довелось как-то по работе провести неделю в родном Ярославле, где с детства не был. И вдруг почувствовал: что-то изменилось в древнем граде, бывшем одно время даже столицей собираемых русских земель. Уже потом понял, в чем дело. Один священник сказал мне: каждый день в местных храмах свершается в общей сложности не менее тысячи служений с молитвами.

Но есть и тысяча первая, сам ее теперь произношу ежедневно: о благоденствии града Ярославля…

Честно говоря, кроме "Отче наш", наизусть ни одной молитвы не знаю. Но, так сказать, память предков подсказала нужные мысли. Редкий случай: в Ярославле, на мой пристрастный взгляд, очень органично сплелись современность и древность. Подавляющее большинство старых храмов, а их в центре города великое множество, теперь действующие.

Есть такое понятие: намоленная икона. То есть на нее много лет молилось множество людей, оставляя ей свою энергию и как бы одновременно подпитываясь от нее. Так вот: Ярославль, по-моему — это настоящий намоленный город. Уезжая, ощущаешь, что как бы приобщился к чему-то великому и вечному. И это чувство остается потом надолго, навсегда!

История Ярославля началась тысячу лет назад, официально эту дату горожане широко отметили в 2010 году. Хотя вообще-то достоверной, так сказать, задокументированной информации об истории основания Ярославля нет. В I тысячелетии нашей эры на этих землях жили представители финно-угорской народности меря. В IX веке, спасаясь от притеснений князей и бояр, сюда двинулись славяне. Это был период становления Киевской Руси, и вместе со славянами на земли эти распространилась и власть киевских князей. Главным городом огромной местности, включая нынешний Ярославль, был тогда город Ростов, расположенный на берегу озера Неро.

Исторические первоисточники указывают: чтобы усилить свое влияние в этом далеком лесном крае, киевский князь Владимир Красное Солнышко посылает управлять этой огромной территорией своих сыновей, каждому дав по городу. Ростов достался его сыну Ярославу, который позднее, будучи великим киевским князем, был прозван Мудрым. Ярослав правил в Ростове с 988 по 1010 годы.

Об основании города существовали местные сказания, записанные, впрочем, очень поздно, связывающие это событие с победой Ярослава Мудрого над медведем. Опираясь на название города, представляющее собой древнюю притяжательную форму от имени Ярослав, сказания, основанные на местных легендах, считают, что Ярославль был заложен Ярославом Мудрым. Когда же именно это произошло?

В летописях дата основания города точно, до дня или месяца, все-таки не зафиксирована. По поводу этой даты имеются несколько предположений. Согласно официальной версии город был основан в период ростовского княжения Ярослава. И 1010 год — последний год пребывания Ярослава Владимировича в Ростове, представляется наиболее вероятным.

Читайте также: Вера прихожан спасла храм от взрыва

Есть даже предположения некоторых ученых, что Ярославль основал совсем другой князь Ярослав. Но это в принципе ничего не меняет — этот город сыграл важнейшую роль в русской истории! И вот с этим-то никто никогда и не спорил.

Первая церковь Ярославля была заложена (опять же лишь по преданию, а не по точным документальным свидетельствам) Ярославом Мудрым в момент основания города. Деревянная церковь во имя пророка Ильи была самым древним храмом города. Много раз она горела или была разрушена, но вновь на этом месте строили новое здание.

Успенский собор много веков был главным храмом Ярославля. Начинало ветшать и разрушаться одно здания собора — возводили другое. В 1937 году Успенский кафедральный собор был взорван. Долгие годы на этом месте только росли деревья. К 1000-летию Ярославля собор был возрожден, построено новое здание. Древняя история продолжается.

По мнению старожилов, самые прекрасные в архитектурном смысле каменные церкви Ярославля были построены в XVII веке. В это время в городе скрестились важнейшие торговые пути, связывающие Русское государство с Западной Европой и, по Волге, со странами Востока — Персией, Индией и другими далекими странами. Вообще в XVII веке Ярославль был третьим торговым городом страны. Он значительно вырос и по количеству населения тогда был на втором месте в Русском государстве, уступая лишь Москве. Ярославские купцы были одними из самых богатых. Вот они-то и стали заказчиками уникальных каменных храмов.

Пожалуй, одна из самых известных церквей Ярославля, возведенная на средства купцов, — церковь Ильи Пророка. Строили ее известные по всей стране ярославские купцы Скрипины, торговавшие жемчугом, драгоценностями и пушниной. К этим купцам особенно благоволил царь Алексей Михайлович. В XVIII веке по регулярному плану застройки церковь Ильи Пророка оказалась на главной площади города. Она замыкает перспективу нескольких улиц и стала одним из главных архитектурных сооружений центра Ярославля.

По данным Ярославской епархии, в городе сейчас насчитывается 26 больших действующих православных храмов, не считая превеликого числа небольших часовен. А вот сколько существовало церквей на территории Ярославля до революции и сколько было снесено во время революции, точно неизвестно, так как границы города с течением времени изменились. По некоторым данным, до революции насчитывалось их более сотни!

О Ярославле сейчас написано столько, что читать о нем, наверное, можно годами без перерыва. Но есть легенды, которые, так сказать, в "широкой прессе" не найдешь. Это как бы сокровенные страницы города. Вот несколько таких историй, прямо скажем, совершенно не документальных, а просто передаваемых из уст в уста поколениями местных жителей. Тут стоит поблагодарить продвинутых ярославских интернетчиков, которые собрали такие устные предания и выложили их в сеть.

Эта история произошла в те времена, когда владельцем известной ярославской полотняной мануфактуры являлся сын купца Максима Затрапезнова Иван. То время было трудным для простых рабочих. Работать 14 часов в сутки — тяжело для любого человека. Стихийные бунты не приводили ни к чему. И решили рабочие обратиться к волшебным силам.

На помощь пришел некто Тимофей Панов, который дал заговорного коренья владельцу фабрики с целью его убить. Но это оказалось напрасным — зелье не подействовало (по неизвестным причинам). А вот самого Тимофея Панова стали судить, но его вину доказать не удалось. Но спустя время прошел слух о том, что якобы он же заговорил старуху, которая начала лаять по-собачьи. И тут ему не удалось избежать наказания: крестьянина направили на каторгу.

Для справки: с 1922 года эта старая мануфактура стала носить теперь ставшее широко известным название "Красный Перекоп", даже есть одноименный район в городе.

Читайте также: Иоанн Кукузель — отец церковного бельканто

В мае 1760 года в Ярославле произошел пожар. В то время в городе пребывал в ссыдке бывший герцог Бирон. Не миновала и его беда. Тогда обратился он в магистрат, чтобы ему возместили ущерб. Ярославские власти засуетились, так как Бирон до сих пор держал связь в императорском дворе. Решено было построить ему новый дом за счет города. Но на этом история не закончилась.

На ту пору в Ярославле вспыхнула волна волнений из-за случившегося пожара. Для того чтобы избежать новых бед, запечатали все печи и запретили всем их топить — как бы дом Бирона снова не занялся пламенем. За исполнением приказа внимательно смотрели специально организованные дружины. Но населению это не понравилось. И правда: ни обед не сготовить, ни бане попариться. Народ поднял бунт. Пришлось магистрату немного уступить: разрешено было топить печи, но не более двух раз в неделю. Несмотря на это, народ продолжал мучиться. Но к счастью, вскоре ссылка Бирона закончилась, и все свободно вздохнули: приказ о запрете на печи отменили.

В прошлые времена в Ярославле жил купец, который занимался грабежом торговых и даже нищих людей. Жил он в достатке и богатстве. И все бы у него прекрасно, но вдруг исчез у него единственный сын, который не мог смириться с тем, что отец являлся таким варваром. И понял тогда купец, что жил неправедно, и стал помогать всем, творить дела добрые: кормил нищих, приносил пожертвования в церкви.

Решил купец замолить грехи и из награбленного серебра приказал отлить большой колокол. Стал колокол украшением колокольни храма Петра и Павла. Надеялся купец, что сын его услышит звуки серебряного колокола и вернется в отчий дом. И исполнилось желание. Сын стал поддержкой купцу, вместе они творили добро. А после смерти отца продолжал помогать бедным и обездоленным.

Как говорится, каков град, таковы и предания. Погрузившись в намоленную атмосферу Ярославля, понимаешь, почему именно его называют жемчужиной Золотого кольца России…

Читайте самое интересное в рубрике "Регионы"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе