Город - пешеходам, дороги - автомобилям

Когда-то столица взяла пример с европейских мегаполисов и поделила свои районы на "деловые" и "спальные", а заодно создала "пробки" и "часы пик". Теперь Москва, кажется, одумалась. В городе организуются пешеходные зоны — к сентябрю их должно появиться по три в каждом административном округе. К концу июля автомобили уберут с Никольской улицы.

"Москва — город, неудобный для пешеходов", — говорит первый заместитель руководителя экспертного центра Probok. net Андрей Мухортиков. — "Как, впрочем, и для автомобилистов, велосипедистов, пассажиров общественного транспорта. Улучшать условия движения нужно и для пешеходов, и для остальных.

Мы поддерживаем инициативу по улучшению условий движения пешеходов. Мы подали более 150 предложений по асфальтированию "народных" дорожек и тротуаров, строительству новых наземных переходов, установке пешеходных светофоров. Что касается пешеходных зон — наиболее известная была открыта в конце 2012 года в районе Тверской улицы: Столешников переулок — Камергерский переулок — Кузнецкий мост — улица Рождественка. Эти улицы были полностью закрыты для движения транспорта.

В целом концепция пешеходных зон еще не до конца отработана. В ряде случаев подразумевается полное закрытие улиц для движения транспорта. А в большинстве случаев — улучшение условий пешеходов без закрытия движения транспорта. К закрытию я бы относился осторожно: в Москве и так дефицит дорожной сети везде, кроме центральной части. Но во многих случаях действительно возможно расширение тротуаров — особенно в районе перекрестков и переходов".

К сентябрю — то есть через месяц после освобождения Никольской улицы от автотранспорта — москвичам обещают подарить еще одну пешеходную зону. В Замоскворечье. В ней окажутся Пятницкая улица, Климентовский переулок, Ордынский тупик, Лаврушинский переулок, и Кадашевская набережная до Болотной площади.

"Мы подготовили большой проект по преобразованию Пятницкой улицы в соответствии с принципами, по которым организованы зоны пешеходного движения на центральных улицах Западной Европы", — сообщает Андрей Мухортиков. — "То есть выровняли ширину проезжей части, разметили парковочные карманы, расширили тротуары. Основной принцип: все участки дороги, где нельзя парковаться (зоны перехода, зоны непосредственно перед остановками, в районе перекрестков), поднимаются, за счет этого в этих местах расширяется тротуар. По такому же принципу можно реорганизовать еще много улиц в центре Москвы и не только".

Принцип поднятия проезжей части до уровня тротуара московские власти планируют применить при обустройстве еще одной пешеходной зоны — на улице Большая Дмитровка. Движение на Большой Дмитровке не остановят — но автодорогу сузят до одной полосы (по другим сведениям — до двух) и поднимут на один уровень с пешеходным пространством.

Самая большая пешеходная зона начнется на площади Гагарина, пройдет через Нескучный сад и парк Горького, выйдет на Комсомольский проспект и дойдет до площади Европы. Тем, кто захочет прогуляться от памятника первому космонавту до Киевского вокзала, предстоит пройти шесть с половиной километров.

Читайте также: Рублем по пробкам: платная парковка

Больше всего пространства для пешеходов будет в центре, но обещают, что в каждом административном округе обязательно выделят по три свободных от автотранспорта территории.

"Что касается количества пешеходных зон "3 пешеходных зоны на округ" — почему три? Почему не 33? С трех можно начать, но не стоит этим ограничиваться", — уверен эксперт Probok. net. — "Нужно смотреть, где что можно улучшить. Давайте послушаем жителей, соберем их предложения".

С ним солидарна координатор гражданского движения "Рассерженные горожане" Алена Васенкова: "Считаю, что любая организация должна устраивать, в первую очередь, жителей. Методика проведения интернет-голосования — один из удобных способов для этого. Нельзя сделать сразу однозначный вывод — устроение некоторых улиц, например, очевидно, будет или было поддержано москвичами. Нельзя забывать и об автомобилистах: есть улицы, которые целесообразно делать пешеходными, а есть те, которые, по их мнению, нецелесообразно. Вопрос в сбалансированности принятия решений".

Андрей Мухортиков замечает: пешеходные зоны — далеко не единственное, что необходимо для комфорта москвичей: "Если говорить о других средствах повышения комфорта пешеходов, сейчас есть интересная программа "Народные парки". По инициативе жителей в Москве создаются места для отдыха, небольшие парки и скверы. Могу предложить идею обустройства такого парка в районе Москворечье-Сабурово — в зоне речки Чертановки. Рядом с ней зеленая зона, но все очень замусорено, грязно и не обустроено. Заросли — в два роста человека. И при этом негде гулять — при огромном жилом массиве.

Отдельно затронул бы тему перемещения маломобильных групп граждан — мам с колясками, инвалидов. Нужно выработать и повсеместно применять стандарты, как обустраивать тротуары и переходы, чтобы это было удобно для всех — в том числе для маломобильных граждан. Хороший пример: еще в 2008 году в Москве была начата программа по устройству пологих спусков с каждого тротуара, чтобы можно было спуститься и с детской коляской, и с тележкой. Программу нужно довести до конца.

Еще одна наша инициатива — улучшение металлических рельсов на лестницах, по которым поднимают колесные средства. Сейчас эти рельсы неудобны для всех. Они везде разной ширины и достаточно узкие. Большинство колесных средств по ним перемещать просто невозможно. Наблюдаю, как многие катят их, ставя на рельс только одно колесо. Мы придумали возможный вариант рельсового пандуса, который сильно облегчит жизнь и мамам с колясками, и пешеходам с сумками-тележками".

Пока многие инициативы, способные облегчить жизнь москвичей, продвигаются со скоростью автомобиля в московских же пробках. Но, быть может, несмотря на это, Москва вновь станет городом, в котором комфортно жить. А на Садовом Кольце вновь зазеленеют деревья…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Последние новости сегодня 30.07.2013

Автор Екатерина Алтайская
Екатерина Алтайская — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *