Номера машин обязали пришивать к одежде

Такси в России имеет достаточно богатую историю: еще в 1750 году в Санкт-Петербурге насчитывалось около трех тысяч извозчиков. Извозчичьи сани и экипажи красили только в желтый цвет; кучера же носили желтый кушак и шапку с желтой лентой. Получается, что отечественные "ваньки" на десятилетия обогнали нью-йоркских родоначальников "желтого такси".

В 1750 году в столице Санкт-Петербурге насчитывалось около трех тысяч извозчиков. В начале 1782 года Денис Фонвизин читал друзьям и знакомым свою комедию "Недоросль", в которой госпожа Простакова с удивлением вопрошала, зачем нужна география, когда извозчик свезет, "куда изволишь".

В середине XVIII века — при императрице Елизавете Петровне — были введены номерные знаки для возниц. Наличие номера свидетельствовало об уплате налога. Каждый год цвет номеров менялся. В соответствии с предписаниями "извощичьего билета" дозволялось "ездить самому в санях, одноколках, или роспусках, или в каретах с заклейменными хомутами и номером, пришитым к платью на спине. В городе и предместьях ездить на взнузданных лошадях малой рысью, а скоро отнюдь не ездить. А когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать тише и осматриваться во все стороны, чтобы кому повреждения не учинить или с кем не съехаться. С ездоками поступать вежливо и грубости не чинить. На улицах громко не кричать и не свистеть".

27 июля 1901 года извозчики (тогда их насчитывалось уже почти 55 тысяч) первыми в Российской империи сдали экзамены на право вождения по городским улицам. В 1908 году впервые появившиеся на парижских дорогах возницы фиакров точно также сдавали экзамены, как и их коллеги-мужчины. Тогда же все извозчичьи сани и экипажи обязали красить только в желтый цвет, всем кучерам иметь желтый кушак, а шляпу или шапку с желтой лентой или верхом. Получается, что отечественные "ваньки" на десятилетия обогнали нью-йоркских родоначальников "желтого такси".

Царские возницы — каста особенная. Как видно из дворцовых записей, они всегда были из стольников. Шофер ответственного партработника в советское время тоже на свою работенку не жаловался, но со своими предшественниками ни в какое сравнение идти не мог. Некоторые из царских возниц впоследствии делались приближенными царей и знатными лицами, как, например, Борис Петрович Шереметев.

Читайте также: Какая улица в России самая-самая

Различали извозчиков ломовых (перевозивших грузы), управлявших дышловыми (парными) и троечными запряжками, а также одноконными пролетками. Таковых насчитывалось больше всех — их пренебрежительно звали "ваньками". Они работали с раннего утра до позднего вечера, в любую погоду и за копейки могли доставить куда угодно. "Король репортеров" Владимир Гиляровский со знанием дела писал: "Извозчик в трактире и питается и согревается. Другого отдыха, другой еды у него нет. Жизнь всухомятку. Чай да требуха с огурцами. Изредка стакан водки, но никогда — пьянства".

Высшей кастой были "лихачи", выделявшиеся своим внешним видом, богатством отделки экипажей и их оборудованием. Если извозчики всем своим клиентам говорили просто "барин", то "лихачи" обращались словно бы к князьям, графам, герцогам или баронам — "Ваше Сиятельство", которое скороговоркой звучало как "вась-сиясь". Дядя Гиляй по этому поводу заметил: "Каждому приятно быть 'вась-сиясем'!" Лихачи выезжали на улицы российских городов после обеда, ожидая богатого пассажира или подгулявшего посетителя трактира.

Выросшие на "Недоросле" отцы города решили войти в новый век с извозчиками, которым на специальных курсах два с половиной года вдалбливали азы французского языка, хороших манер и астрономии, чтобы они ночью могли ориентироваться по небесным светилам, а также географию Петербурга с окрестностями. Не подумайте, что из мужиков решили сделать выпускниц института благородных девиц, в русском языке в ту пору бытовала устоявшаяся фраза, груб или ругается, как ломовой извозчик. Успешно окончили курс 55 человек, которым в награду доверили пролетки нового типа. 60 ученикам назначили переэкзаменовку по французскому, 20 — по географии, 15 — по астрономии. Зато все как один умели подсчитать плату за проезд.

Можно понять, если нынешних сочинских таксистов заставить приналечь на английский. Впрочем, электронный разговорник тоже вариант. Хорошие манеры им также не будут лишними. Судя по пражским таксистам, с географией закавыка не получится. Уважающий себя шофер даст фору любому навигатору. Хотя те же таксисты в Праге пригрозили забастовкой, когда им в экзаменационные билеты, помимо задачек по географии чешской столицы, поставили еще вопросы по бухгалтерии и юриспруденции. Не прошедшие испытаний лишатся водительской лицензии.

Читайте также: Телевидение придумал русский купец

Любому пассажиру понравится, если столичные, питерские или сочинские современные извозчики, несмотря на отмену титулов и чинов, будут обращаться к ним "вась-сиясь"! Правда, когда к вам так обратится таксист,  невольно поймаешь себя на мысли: "А не в Японии ли я?!"

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить