Когда любовь к маньякам становится хобби

"Маньяки определяют нам рамки дозволенного"

Почему обычные люди так очаровываются кровавыми маньяками? Пытаются завязать с ними дружбу по переписке, купить что-либо из вещей, принадлежавших самым кровавым убийцам прошлого, выйти за них замуж, в конце концов? Американская журналистка Дайан Димонд пытается найти ответ на этот интересный вопрос. И ответ этот оказался весьма неожиданным.

"Вы коллекционируете что-нибудь? Моя тетушка Изабель собирает маленькие ложечки, которые она любовно устраивает в настенной витрине. Бабушка собирает чайные чашки, а я — колокольчики. Однако некоторые люди коллекционируют предметы куда более жуткие — личные вещи серийных убийц.

Насколько жуткие? Верите ли — фотографии с личными автографами маньяков, их рисунки и письма, обрезки ногтей, грязные носки и все то, чем пользовался злодей. И при желании в интернете можно найти не только это.

Энди Каган, адвокат потерпевших при Департаменте полиции Хьюстона, посвятил последние 15 лет своей жизни борьбе с этой извращенной торговлей. Каган хочет быть уверенным в том, что ни один маньяк не сможет извлечь выгоду из своих преступлений. Это желание появилось у него после того, как он узнал, что Артур Шоукросс, изнасиловавший, изуродовавший и убивший как минимум 14 человек, в том числе двоих детей, в 1970-х и 1980-х годах, продает свои картины, которые пишет в тюрьме штата Нью-Йорк. Цена на некоторые из его творений достигает 600 долларов.

"Я подумал, что это совершенно неправильно", — говорит Каган. Адвокат дал себе слово распространить информацию об этой странной практике и даже сам купил через еВау несколько "маньяческих" лотов, чтобы использовать их во время своих лекций о том, почему подобному коллекционированию нужно положить конец. Такие предметы он метко назвал murderabilia, и название так и прижилось.

Среди "покупок" Кагана — волосы Чарльза Мэнсона, грязь с усыпальницы в доме Джона Уэйна Гейси и фигурка людоеда-убийцы Джеффри Дамера — если расстегнуть молнию у куклы на животе, оттуда выпадают макеты различных частей тела. Самая отвратительная вещь, которую Каган купил — мешок камней и грязи с одной из дорог в Техасе, на которой трое белых супрематистов убили темнокожего Джеймса Брайда.

"С точки зрения родных жертвы продажа murderabilia — это самое тошнотворное и отвратительное, что только можно себе представить", — объясняет Каган. Его усилия в итоге увенчались успехом: руководство еВау после нескольких телефонных разговоров с адвокатом запретило продажу murderabilia. Сейчас Каган работает над тем, чтобы власти тех штатов, в тюрьмах которых содержится больше всего серийных убийц, приняли законы, запрещающие маньякам получать прибыль от продажи своих поделок и предметов обихода. Алабама, Калифорния, Флорида, Мичиган, Монтана, Нью-Джерси, Юта и Техас такие законы уже приняли.

Читайте также: Роман "Парфюмер" стал в Европе явью

К сожалению, продавать истории своей жизни маньяки по-прежнему могут. Ряд законов, известных под неформальным названием Son of Sam laws, действительно запрещал это делать, однако в 1991 году Верховный суд США признал их неконституционными и нарушающими свободу слова. Да и еВау — далеко не единственная торговая площадка, где можно купить murderabilia. Продавцы попросту создают собственные сайты, и их отвратительный бизнес процветает. Календари, коллекционные карточки, стеклянные шары со "снегом" и сценами преступлений… А одним из самых ценных экземпляров считается рукописный рецепт приготовления тунца, написанный Дортеа Пуэнтес. В 1980-х годах она владела ночлежкой в Сакраменто и убила как минимум девятерых своих пожилых постояльцев, жаловавшихся на то, что она отнимает у них пенсию. Не меньше ценятся и осколки от надгробного камня с могилы Эда Гейна, чья история легла в основу фильма "Молчание ягнят".

Несмотря на то, что многие из осужденных вступили в сговор с продавцами, отсылая им свои вещи в обмен на небольшие подарки или деньги, зачисленные на их тюремные счета, часть маньяков, на самом деле, даже и не догадываются, что их "сувениры" выставляются на продажу. Так, Дэвид Берковиц (Сын Сэма) понятия не имел, что его вещами вовсю торгуют на аукционах, и решительно выступал против этого — подобное он считал святотатством.

Так почему люди не жалеют денег на покупку предметов, которых касались руки убийцы? Доктор Скотт Бонне полагает, что обладание подобными вещами заставляет людей чувствовать себя более значимыми: для них что маньяки, что рок-звезды — одно и то же, известная личность, в лучах славы которых они не прочь погреться. Люди любят монстров-селебрити. "Это сродни выбросу адреналина, и нам иногда нравится пугать самих себя, — говорит Бонне. — Нас тянет к темной стороне человечества. Маньяки определяют рамки того, что один человек может сделать другому".

Читайте также: Смертельные шахматы Битцевского маньяка

Возможно, это действительно так, но я вряд ли когда-нибудь захочу поставить мешок с камнями на свою полку с колокольчиками".

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить