Армии не хватает "умных" ракет

В российской армии в ближайшие годы существенно возрастет количество высокоточного оружия, в том числе крылатых ракет. За три года количество, например, управляемых крылатых ракет планируется увеличить в пять раз, а к 2020 году в тридцать раз. Об этом ранее сообщил журналистам министр обороны Сергей Шойгу.

А его заместитель Юрий Борисов рассказал, что сверхзвуковое высокоточное оружие может появиться в России уже в ближайшее десятилетие.

"Такие разработки ведутся у американцев, но подобное оружие появится у них, по прогнозам, на рубеже 2018-2025 годов. Но и у нас ведутся подобные разработки, и здесь, наверное, было бы глупо говорить, что мы сидим и спим. Да, ведутся разработки, и примерно в такие же сроки мы надеемся их получить!" — заявил Борисов.

Стоит напомнить в этой связи, что, так сказать, по науке, высокоточное оружие — это, как правило, управляемое извне, способное с заданной (и достаточно высокой) вероятностью поражать цель первым выстрелом (ну, или пуском) на любой дальности в пределах его досягаемости.

Вспоминаются телевизионные кадры времен операции "Буря в пустыне", когда было видно, как ракета поражает некое строение, меняя в полете свой курс и попадая точно в окно. Специалисты говорили потом, что имел место пуск ракеты, оборудованной видеокамерой, то есть оператор пуска руководил ее полетом, грубо говоря, по монитору компьютера. Но есть и множество других способов управления снарядами и ракетами…

Сейчас стало возможным создание не на словах, а на деле именно высокоточного оружия, которое, по мнению почти всех военных специалистов, как раз и будет определять характер будущей войны, ежели она вдруг (не дай Бог, конечно!) случится. Такое оружие позволяет наносить исключительно точные удары по атакуемым объектам, как раз-таки вплоть до попадания в необходимое окно заданного строения.

Например, та же война в Персидском заливе наглядно продемонстрировала ту огромную роль, которую управляемое высокоточное оружие играет в современной войне. Известно, что во время "Бури в пустыне" американцы уже вовсю использовали GPS для наведения своих ракет.

Массированное применение высокоточного оружия, кроме войны в Персидском заливе, было продемонстрировано и в ходе спецоперации сил НАТО против Югославии. Уже никто сейчас не отрицает, что именно широкое применение крылатых ракет и высокоточного оружия позволило НАТО выполнить поставленные задачи без прямого ввода войск и проведения наземной военной операции.

В обоих этих конфликтах было наглядно продемонстрировано, что широкое применение управляемого оружия, помимо существенного повышения эффективности ударов, также способствует и снижению уровня случайных потерь среди мирного населения. Ни в Ираке, ни в Югославии, и это сейчас уже никто не отрицает, все-таки не использовались ковровые бомбардировки, ведущие к значительным разрушениям гражданских построек, как было, например, во время войны во Вьетнаме. Управляемое оружие позволило сравнительно точно поражать военные объекты, сводя к возможному минимуму риск так называемых сопутствующих потерь.

О том, что и у России уже есть такое оружие, свидетельствует хотя бы факт успешной ликвидации в середине 90-х годах мятежного лидера боевиков Джохара Дудаева, который был уничтожен именно ударом высокоточного оружия.

21 апреля 1996 года российские спецслужбы запеленговали сигнал от спутникового телефона Дудаева в районе села Гехи-чу, в 30 километрах от Грозного. В воздух были подняты два штурмовика Су-25 с самонаводящимися ракетами. Дудаев погиб от удара ракеты прямо во время разговора по телефону. Его вдова Алла Дудаева потом рассказала, что находилась рядом с мужем в момент его гибели. Одна ракетапопала абсолютно точно в него, другие точечно уничтожили стоявший в сотне метров автомобиль. Судя по прессе, это было первое боевое применение российского высокоточного оружия. Во всяком случае, ранее подобных сообщений не было.

Уже есть и другие примеры. Так, во время памятной операции "Принуждение к миру" в Южной Осетии в августе 2008 года ВВС России, по сообщениям прессы, использовали как раз высокоточное оружие для уничтожения авиационного завода и аэропорта южнее Тбилиси. Цель была поражена, при этом совершенно ничего лишнего военные даже и не задели.

В последнее время высокоточное оружие всё чаще разрабатывается с оглядкой на космическое позиционирование. Иначе говоря, локальную войну в любой точке мира можно вести из российской глубинки. Военные спутники ведут оптическую, инфракрасную и радиационную разведку и вычисляют координаты вражеских объектов. Далее военно-воздушные силы на расстоянии 100-300 километров наносят ракетный или бомбовый удар с использованием системы спутниковой навигации.

К сожалению, в 80-е и 90-е годы Россия по понятным причинам практически не вела каких-то особых активных разработок в области высокоточного оружия. При этом страны НАТО вкладывали миллиарды долларов в создание спутниковых систем наведения ракет и бомб.

Однако задел советской оборонки оказался достаточным, чтобы в короткие сроки наверстать упущенное. Яркий пример этого — ракетный комплекс "Искандер". Он оказался настолько удачным, что эксперты считают его лучшим в мире и весьма перспективным сверхточным оружием. Отчасти благодаря этому новейшему оружию американские планы по развертыванию ПРО в Европе были пересмотрены.

Чего уж там, в настоящее время не только, скажем, Россия или США, но и все остальные развитые страны, обладающие военной промышленностью, рассматривают именно совершенствование управляемого вооружения как ключевую компоненту возможных военных действий.

Сейчас многие военные эксперты, которые, как говорится, в курсе дела, начали причислять к высокоточному оружию мощнейший российский ракетный комплекс С-400, который после принятия на вооружение 6 августа 2007 года постоянно модернизируется — и это веление времени. Сначала комплекс поставили на боевое дежурство в подмосковном городе Электросталь. После этого С-400 были также размещены в Ленинградской области и на Дальнем Востоке. Планируется, что до 2015 года будет создано 23 дивизиона С-400.

Причем Россия не собирается экспортировать уникальные комплексы до тех пор, пока потребность нашей, отечественной армии в них не будет целиком и полностью удовлетворена. И еще такой нюанс: С-400, хоть комплекс и высокоточный, но однозначно не является, так сказать, оружием первого удара. Это оружие обороны. Как, впрочем, и все российские новейшие вооружения.

Означает ли намерение России развивать высокоточное оружие некий отказ от развития стратегического оружия? Да ни в коей мере. Президент России Владимир Путин заявил о том, что наша страна никогда не допустит нарушения баланса системы стратегического сдерживания, снижения эффективности своих ядерных сил.

"Мы не можем допустить, чтобы был нарушен баланс системы стратегического сдерживания, чтобы была снижена эффективность наших ядерных сил. Поэтому создание военно-космической обороны будет и впредь одним из ключевых направлений военного строительства", — сказал Путин на недавнем совещании по государственному оборонному заказу в Санкт-Петербурге.

При этом глава государства уверен, что Россия должна учитывать в планах развития своих вооруженных сил опасность нанесения первого, так называемого обезоруживающего удара. А вот для отражения такого удара как раз и нужно именно высокоточное неядерное оружие!

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить