Интервью поэта-песенника, продюсера Любови Воропаевой

"В шоу-бизнесе каждый сам за себя"

Шоу-бизнес, замешанный на больших деньгах, личных связях, титаническом труде и напускном глянце, — мир крайне сложный и вместе с тем для многих очень притягательный. Одна из первых профессиональных продюсеров в России, поэт-песенник Любовь Воропаева, работающая с отечественными звездами первой величины, знает об этом непростом мире не понаслышке.

- Любовь, наш сегодняшний разговор мне хотелось бы начать вот с какой темы. Вы всегда много писали: стихов, песен, статей… Сейчас вы еще и активный блогер. Скажите, а в какой форме вам больше всего нравится выражать свои мысли, свое видение мира?

— В последнее время меня очень увлек жанр афоризмов. Фонтанирую ими прямо в "Фейсбуке". А вообще я всегда любила четко формулировать свои мысли, оттачивать их.

- Я читаю в ленте ваши афоризмы, даже переписываю что-то. Мне особенно понравилось ваше выражение про старые фотографии. Правда, точно уже не помню, как оно звучит.

— Я и сама уже не помню: откуда-то оттуда приходит идея, я ее записываю и забываю… Но смысл там был в том, что старые фотографии — это врата в недоступное для нас измерение. И глядя на них, мы можем побывать там: в тех измерениях, в тех ушедших временах. Кстати, у меня уже более 500 афоризмов. В принципе, пора уже издавать книгу.

- Если говорить просто, то афоризм — это мысль, высказывание на какую-то волнующую тему. Любовь, а вот какие темы вас сейчас больше всего волнуют? Политикой не интересуетесь? А то ведь сейчас это модно.

— Я абсолютно неполитизированный человек, но я болею за наших людей с их проблемами, низким уровнем жизни, неустроенным бытом. Я живу в Подмосковье, под Красноармейском (это бывший военный городок), и очень хорошо вижу, как живут семьи военных и семьи отставных военных. Я вижу, как поголовно с пятницы по воскресенье весь город пьет. Я не политик, чтобы понимать, как выходить из всей этой ситуации, но у меня как у поэта, женщины, гражданина душа болит за все это.

- Да, поэт говорит о наболевшем, задает другим какие-то ориентиры…

— Стараюсь это делать… И даже когда я не пишу стихов, у меня есть трибуна в социальных сетях. Я стараюсь говорить о человеческом, о добром, о вечном…И я счастлива, что это кого-то поддерживает, заряжает положительной энергией, кому-то помогает в трудную минуту. Не так давно произошел такой случай: ко мне в личку в "Фейсбуке" написала незнакомая женщина. Сообщение было коротким: "Мне изменил муж. Что мне делать? Я сейчас умру".

Это было ночью, я уже собиралась закрывать компьютер и идти спать. Но я естественно забываю про сон и начинаю с ней разговаривать. Я с ней провожу где-то около часа и понимаю, что живу на этом свете не зря, что человек ничего с собой не сделает, потому что я в конце концов его успокоила и даже развеселила, подняла настроение. Вот из таких вещей жизнь и состоит.

- Это замечательно, когда ты можешь поддержать, помочь в трудную минуту, вдохновить… Любовь, а вот как поэт-песенник скажите, песня нам помогает строить и жить? Какую функцию выполняет песня?

— Да никакой особой функции у песни нет. Песня — это просто часть нашей жизни, она с нами всегда: и в радости, и в печали.

- А как же воспитательная функция песни? Ведь был же такой этап в истории страны… Когда песня строить и жить помогала.

— Это были замечательные песни, но и время тогда было другое. То есть, это был определенный исторический этап, можно сказать, требование времени. Я люблю песни тех лет, слушаю их до сих пор: это шедевры, они воспитывают хороший вкус. Но при всем при этом я не считаю, что песни должны воспитывать.

- А какие песни востребованы сегодня?

— Ну это сложный вопрос, ответить на него как-то однозначно нельзя. Что касается артистов, то они заказывают разные песни. Тем более, что при написании песни всегда исходишь из имиджа артиста, его репертуара, из той ниши на музыкальном рынке, которую занимает (или хочет занять) артист.

Раз мы заговорили о написании песен, хотелось бы поинтересоваться о таком моменте, как оплата труда автора, будь то композитора или поэта. Просто не так давно произошел большой скандал с участием Ильи Резника и Елены Ваенги. Резник запросил какую-то большую сумму за песню, а Ваенга платить отказалась. Певица заявила, что это очень дорого, а поэт на это ответил что-то вроде "вы девушка небедная, могли бы и заплатить".

— Я слышала об этом скандале. И в данной ситуации я на стороне Ильи: по той причине, что артисты за концерты имеют гораздо больше, чем мы, авторы, имеем за одну песню, на которую мы можем потратить неделю, а то и месяц жизни. Кроме того, я считаю, что каждый человек вправе назначать цену своему труду.

Читайте также: Любовь Воропаева: шоу- бизнес требует пошлости

- А у авторов-песенников есть какие-то свои ставки на песни?

— Лично у меня нет никакой ставки, это всегда индивидуально. Я, конечно, примерно определила, сколько стоит мой труд. Но я не зарываюсь.

- Умение не зарываться — это очень ценное и одновременно редкое качество. Ведь когда есть возможность заработать больше, есть и соблазн воспользоваться этой возможностью.

— Вы знаете, к деньгам я отношусь спокойно, хотя они, конечно, нужны в жизни. Я, возможно, первая в нашем шоу-бизнесе держала в руках очень большие деньги. Однако счастья и радости мне это не принесло… Поэтому к каким-то материальным потребностям я отношусь спокойно. Да и что мне собственно надо? У меня все уже есть в этой жизни: шикарная квартира в центре Москвы, загородный дом, машина. Зачем мне больше?

- Любовь, а как проходит работа над песней? Артисты вам говорят, какую песню хотят получить в итоге?

— Как правило, нет. Ведь при написании песни я еще использую какие-то свои продюсерские знания. Всегда учитываю такие факторы, как личность исполнителя, его музыкальный стиль, музыкальную нишу, аудиторию, форматность и так далее. Так что ко мне приходят не только за текстом песни, но и за профессиональными советами по имиджу, творчеству. Поэтому я сама решаю, про что писать, и артисты мне доверяют.

- А не бывает какого-то недопонимания между вами и артистом? Может, иногда приходится что-то объяснять, растолковывать идею песни…

— У меня не было еще ни одного случая, когда артист был бы с чем-то не согласен. Мои артисты обычно очень довольны результатом. Что касается понимания смысла, то песня — это такой жанр, когда писать надо очень просто, чтобы это было понятно всем.

- Вот за эту пресловутую простоту поп-музыку часто и ругают. Те же самые рок-музыканты, например.

— Подобные выпады — это от снобизма и комплексов, когда ты знаешь, что кто-то там в поп-музыке зарабатывает больше тебя. Лично я очень люблю рок-музыку, тяжелый рок. Мой супруг и соавтор моих песен Николай Архипов вообще пришел из панк-рока, а вот сейчас пишет популярные песни. И мы с мужем любим то, что мы делаем в поп-музыке, мы получаем от этого удовольствие.

Меня часто спрашивают: "Любовь, а какую музыку вы любите?" И я отвечаю, что люблю хорошую музыку, будь то рок-музыка, поп-музыка, шансон, джаз, классика. Я считаю, что есть "хорошая музыка" и есть "плохая музыка", а жанр — вещь второстепенная. Просто все надо делать профессионально и с любовью.

- Профессионализм и талант в современной российской поп-музыке — редкое явление. Люди уже истосковались по хорошей музыке. Хотя есть и прорывы. Например, недавний проект "Голос" на Первом канале. Шоу имело огромный успех.

— Это замечательный проект. Первый канал уловил настроения людей, понял, что зрителям надоели одни и те же лица на телевидении и они хотят чего-то настоящего и искреннего.

Я не смотрела все шоу целиком — только какие-то моменты на Youtube. И скажу, что в проекте были интересные голоса. Но вот с точки зрения актерского мастерства было не все так радужно. Дело в том, что для выступления на сцене одного голоса мало — нужен еще и актерский талант. А голосовые люди обычно уделяют внимание только звучанию — актерская подача для них дело десятое.

Кстати, в "Голосе" звучала моя песня "Остров любви". Ее исполняла Маргарита Позоян. Мне понравилось исполнение Маргариты, у девушки очень хороший потенциал. Также я увидела потенциал в Дине Гариповой. Но вот по тому, как идет энергетическая и актерская подача, я считаю, девушкам нужно еще работать и работать.

- Проблема еще и в том, что проекты проходят и про этих талантливых ребят все забывают. Почему так получается? Им вообще кто-то помогает после окончания проекта?

— В шоу-бизнесе никто никому не помогает — в шоу-бизнесе люди зарабатывают деньги. В качестве примера приведу один случай. Как-то ко мне приходили две девушки с "Фабрики звезд" (не буду называть их имен). Так вот они прогремели на всю страну, были большие перспективы, они катались с концертами по всей стране (правда, с каждого концерта получали по 100 долларов; все остальное получал канал, который занимался раскруткой их имен). Однако проект закончился и сейчас эти девушки никто и звать их никак: время прошло, ничего в их судьбе не изменилось. Вот такие правила в шоу-бизнесе.

- Выжимать людей, а потом вешать их на веревочку сушиться?

— Весь мировой шоу-бизнес на этом построен. Это капитализм. И в проекте "Голос" будет также. После шоу, турне по стране будет так: кто удержится на плаву, тот удержится. Кто более лоялен, подпишет кабальный контракт с каналом. А кто ершист, тот останется за бортом, если, конечно, не найдет спонсоров для продолжения карьеры.

- Вот вы как раз долгое время были спонсором для молодых и талантливых музыкантов.

— Да, были до поры до времени… И во все эти проекты мы вкладывали свои собственные деньги. Сейчас же другое время: бюджет на раскрутку имени нужен огромный. Ну с моим именем и связями это, например, будет не 2 миллиона долларов, а миллион. И я говорю о том случае, когда есть голос, есть талант — когда голоса и таланта нет, нужно гораздо больше денег.

И я вам могу сказать, что входит в эти деньги. Например, если раньше мы платили месячный оклад педагогу по танцу, педагогу по вокалу, то теперь идет почасовая оплата. Это большие деньги. Дальше — больше. Есть студии, где "песня под ключ" стоит 10 тысяч долларов. И это только за запись одной песни. В среднем цена нормальной записи от 3 до 10 тысяч долларов. Потом, надо платить авторам песен, косметологам, водителям, пиарщикам, администраторам… А еще реклама, телевидение, ротация на радиостанциях (так как ряд радиостанций берут новые имена только на коммерческой основе).

Читайте также: Любовь Воропаева: артисты не помнят добра

- Невзирая на лица и таланты?

— Да, именно так. Мне вообще непонятна волна возмущения среди артистов по этому поводу. Это коммерческие радиостанции, у которых есть владельцы, есть собственная политика. Они зарабатывают деньги. Я считаю, что если ты приходишь в шоу-бизнес, то проявляй себя, действуй, заинтересовывай людей, привлекай спонсоров, которые будут вкладывать в тебя деньги и нанимать профессиональных продюсеров.

- Получается, что молодому дарованию без спонсоров никуда?

— Именно так. Поэтому сейчас в российском шоу-бизнесе практически все держится на родственных, личных связях между спонсором и артистом. Кто будет вкладывать в чужих? В шоу-бизнесе много рисков, можно и прогореть. Родственники же (мужья жен, любовники любовниц или любовников, родители своих детей) любят своих родственников и рискуют.

- Но сейчас у талантов появляются и какие-то альтернативные пути для выхода на сцену, завоевания популярности. Можно, например, действовать через интернет. Выложил интересный ролик с выступлением на Youtube - и уже звезда.

— И это замечательно. Но и в интернете без грамотного пиара, специальной технологии уже никуда. Интересный ролик может пролежать на YouTube несколько лет, но никакого массового помешательства не случится. Ну будет, условно говоря, 3 тысячи просмотров и все.

- А не случится такого, что музыканты просто возьмут и уйдут в интернет? Будут становиться знаменитыми в интернете, выступать в интернете и зарабатывать только там. Возможно, будет даже противостояние между реальной поп-музыкой и виртуальной?

— Я вообще думаю, что виртуальная жизнь победит. Будущее, на мой взгляд, за музыкантами-роботами и артистами-роботами. Японцы уже проводят такие эксперименты, шоу японских роботов — это что-то потрясающее. Возможно, что лет через десять на больших сценах будут выступать только киборги, которые будут заводить людей на какой-то единый энергетический порыв. А артисты, живое искусство уйдут в маленькие залы, в маленькие удобные помещения. Думаю, так все и будет.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить