"Мертвец" воскрес в виде "Одинокого рейнджера"

Съемки нового фильма Гора Вербински "Одинокий рейнджер" наконец-то закончились, и вот этим летом его герои прискакали на белой лошади к российскому зрителю. Но что именно хочет рассказать нам  автор эпопеи "Пираты Карибского моря" и мультфильма "Ранго"? Очередную сказку о героях Дикого Запада или все-таки другую, куда более трагичную историю?

Сейчас далеко не все помнят, что одним из "поворотных" фильмов в карьере Джони Деппа была снятая в 1995 году режиссером Джимом Джармушем картина Dead Man (традиционно название переводят как "Мертвец", хотя ближе по смыслу было бы "Живой покойник"), где тогда еще малоизвестный актер сыграл роль бухгалтера Уильяма Блейка, приехавшего в маленький американский фабричный город в поисках работы.

В этом фильме, жанр которого можно определить как "метафизический вестерн", герой Деппа, получив смертельную рану в ссоре с сыном местного магната (пуля попала прямо под сердце), но оставшись жить, путешествует в компании индейца по имени Никто через весь Дикий Запад: по горам, долинам, лесам и рекам. Их цель — достичь священной индейской Реки Забвения, в воды которой, по словам Никто, смогут дать настоящее освобождение "вернувшемуся из мира мертвых" Блейку.

За путешественниками гонится банда убийц, нанятых тем самым магнатом, сына которого Депп убил в случайной перестрелке. Один из них по фамилии Коул, самый "отмороженный", является еще и людоедом — расправившись с напарниками, он съедает их. Однако Блейк и Никто все же достигают Реки Забвения, и индеец снаряжает живого мертвеца в последний путь. Фильм заканчивается тем, что лодка, в которой лежит совсем ослабевший герой Деппа, проходит пороги и исчезает на просторах реки.

Читайте также:Классный пират Джонни Депп разменял полтинник

Я не буду сейчас рассуждать о том, в чем смысл этой философской и весьма поэтичной картины Джармуша — тем более, что до сего дня кинокритики и зрители так и не смогли выяснить это. Скажу лишь то, что, судя по всему, данная Река Забвения впадала вовсе не в Тихий океан, как считал наивный Никто. Сейчас можно с уверенностью сказать, что ее путь лежал на киностудию компании Disney — ведь именно туда через 15 лет и принесло лодку с умирающим Уильямом Блейком. Там его воскресили и, даже не переменив грима, отправили прямиком на съемочную площадку фильма "Одинокий рейнджер" (The Lone Ranger), съемки которого начал в 2010 году режиссер Гор Вербински, известный по тетралогии "Пираты Карибского моря" и мультфильму "Ранго". И вот теперь съемки закончены, и вполне себе оживший, хотя и несколько постаревший, "мертвец" сменил свою ладью на белую лошадь, на которой и прискакал этим летом в Россию.

Собственно говоря, фильм начинается с того, что молодой (и пока еще безработный) прокурор Джон Рид (обратите внимание, опять "литературное" имя), которого играет Арманд (Арми) Хаммер, приезжает в маленький техасский городок для того, чтобы совершить справедливый суд над убийцей Бутчем Кавендишем (Уильям Фихтнер), с которым они едут в одном поезде, но, понятное дело, в вагонах разного класса. Кстати, этот Кавендиш не только похож на Коула из "Мертвеца" внешне, но и имеет еще аналогичное хобби — ужасно любит поедать сердца и другие части тела убитых им людей. По дороге этот изувер благополучно сбегает, спровоцировав попутно крушение поезда. Однако Риду удается спастись, и помогает ему в этом неизвестно как оказавшийся в тюремном вагоне индеец Тонто (его и играет Джонни Депп), боевая раскраска которого просто один в один срисована с таковой Уильяма Блейка.

Но чудеса и приключения на этом не заканчиваются — владелец железной дороги мистер Коул (еще один привет от "Мертвеца"!) поручает отряду рейнджеров, которым руководит брат Рида, найти убийцу. Прокурор присоединяется к ним, однако всех их ждет неудача — отряд попадает в засаду, рейнджеры погибают (причем Кавендиш, следуя традиции, аккуратно вырезает и съедает сердце брата Рида), а прокурор получает ранение в область сердца (кстати, точно туда же, куда и в свое время Блейк), но остается жив. Тонто, следуя указаниям неизвестно откуда появившейся белой лошади, спасает Рида и объявляет ему, что теперь он неуязвим, поскольку вернулся из страны мертвых. И вот эта троица (Рид, Тонто и конечно же, белая лошадь, ну куда же без нее в этом пустынно-чаппаралевом бреду) отправляется на поиски Кавендиша и всех, кто за ним стоит.

После этого герои попадают в чередузахватывающихприключений,в которых кроме них участвуют бандиты, регулярная армия США, индейцы-команчи, дорожные рабочие явно китайского происхождения, колонисты и дикие плотоядные кролики техасских пустынь. Они выясняют много нового как о себе (например, Риду открывается вся трагическая история жизни Тонто), так и о своих врагах — в частности, что Кавендиш и Коул являются братьями и именно последний и поручил бандиту устранить всех, кто мешает ему "нести прогресс и просвещение на Дикий Запад" (а таковыми были рейнджеры и команчи). Весьма помогает в этом героям и белая лошадь, которая в нужный момент появляется из ниоткуда, лазает по деревьям и крышам, внося тем самым дополнительный элемент бредовости в абсурд происходящего — впрочем, ей это по статусу полагается, ибо американская идиома "white horse " означает примерно то же, что и русская "белая горячка".

Ну а о финале и говорить излишне — конечно же, герои расправляются со злодеями, освобождают прекрасную леди и растворяются в пустынном мареве. Правда, радость победы весьма омрачается тем фактом, что во время этой борьбы добра со злом как-то случайно истребили всех команчей. Так, Тонто оказывается последними представителем этого гордого народа, о чем и сообщает через много лет мальчику, пришедшему посетить выставку "Дикий Запад", где индеец работает живым экспонатом (вообще, вся история как раз и рассказывается от лица героя Деппа). После чего уходит сквозь декорацию, и, оказавшись в родной техасской пустыне, неспешно бредет по ней к тому же Тихому океану, куда когда-то стремился и Уильям Блейк.

Впрочем, справедливости ради, следует заметить, что "Одинокий рейнджер" постоянно цитирует не только "Мертвеца" — этот фильм вообще набит под завязку цитатами из различных вестернов. Маска, которую носит Рид, весьма напоминает таковую героя "Маски Зорро" (1998 год), сцена, в которой герои подрывают мост, напрямую отсылает к аналогичному эпизоду из фильма Серджио Леоне "Хороший, плохой, злой" (1966 год), последняя героическая атака команчей является киноцитатой из фильма Ральфа Нельсона "Голубой солдат" (1970 год), а вождь этих индейцев — ну просто вылитый предводитель шайенов из фильма "Маленький большой человек" (1970 год). Вообще, создается впечатление, что Вербински взял всего помаленьку из различных вестернов, смешал, взболтал и подал зрителю в виде коктейля под названием "усредненный Дикий Запад".

Более того, режиссер процитировал и самого себя — все действие фильма происходит всего лишь в двух ландшафтах, пустыне и речной долине. И это весьма напоминает пейзажи из мультфильма "Ранго". К тому же смысл двух этих ландшафтов точно такой же, что и в анимационной ленте: пустыня символизирует губительное наступление цивилизации, а река — возвращение к истокам мироздания, в те времена, когда мир был моложе и лучше. Правда, в "Одиноком рейнджере" река выполняет еще и функцию связи с миром предков — именно по ней плывут обломки оружия погибших команчей, которые отправились на свидание со своими прародителями.

Читайте также:Мультфильм о пустыне как глоток воды

Так что же, неужели "Одинокий рейнджер" — это всего лишь постмодернистский коммерческий проект, призванный вытянуть со зрителей деньги за просмотр мешанины из старых кадров? На самом деле, конечно же, нет. Кроме явной развлекательность-приключенческой части у картины есть и второй пласт — режиссер с едким сарказмом показал всю неприглядную изнанку американской мифологии. Он еще раз напомнил зрителям о том, какой ценой покупалось нынешнее благополучие жителей США — ценой крови, предательств, попрания законов и разрушения традиций. Так что это фильм, скорее, следует воспринимать как "антивестерн" — романтический покров с героев Дикого Запада оказывается сорванным, а под ними обнаруживается такой портрет, что по сравнению с ним боевая маска Тонто кажется ликом Джоконды.

Таким образом, можно сказать, что этот фильм придется по душе самым различным зрителям — кто-то с удовольствием посмотрит на захватывающие погони и драки, кто-то посмеется над забавными диалогами Тонто и белой лошади, кто-то оценит грамотно использованные киноцитаты, а кто-то… просто задумается о том, какова цена прогресса и всех удобств, которыми мы сейчас пользуемся. Гор Вербински сумел угодить всем. Хотя без помощи Уильяма Блейка у него вряд ли что-нибудь получилось…

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить